Почему Церковь так высоко почитает апостола Павла?
Вопрос: Почему апостол Павел называется первоверховным, если он не входил в число двенадцати апостолов и даже не встречался лично с Христом?
Митрополит Иларион: Только что мы праздновали память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. И вот интересно, что Петр был одним из двенадцати апостолов, избранных самим Христом, о нем многократно упоминается во всех четырех Евангелиях, он уже при жизни Христа играл роль своего рода руководителя в апостольской общине, а после смерти и Воскресения Христа он стал фактическим руководителем этой общины. И по этой причине он называется первоверховным.
Судьба Павла была совершенно иной – он не входил в число двенадцати апостолов, он был, по-видимому, лет на десять или пятнадцать моложе других апостолов, он отличался от них по культуре, по воспитанию, по образованию: они в основном были неграмотными галилейскими рыбаками, а он был рафинированным интеллектуалом, он учился у знаменитого раввина Гамалиила, был знатоком Закона Моисеева. И он был гонителем Церкви, до тех пор, пока сам Господь Иисус Христос ему не явился, когда он шел в Дамаск, чтобы там организовать гонения против местных христиан. И вот когда Господь ему явился, с этого момента началось апостольское служение Павла, он принял крещение, он пошел к Петру, услышал от него рассказы об Иисусе Христе, и затем он стал проповедовать Христа. И он совершил несколько миссионерских путешествий, такой длины, что даже сегодня те расстояния, которые Павел преодолевал пешком – ходя по пыльным дорогам в обычных сандалиях, не в спортивной обуви, как сейчас ходят – эти расстояния мы сегодня преодолеваем на самолетах за два или три часа.
Фактически, Павел был основателем очень многих церквей, очень многих общин, он этим церквам отправлял послания, и эти послания сегодня читаются в храме ежедневно. Поэтому Церковь уравняла этих двух апостолов – одного, который был избран Христом с самого начала, а другого – которого Христос избрал впоследствии. И именно Павлу принадлежит заслуга богословского осмысления тех событий, которые описаны в Евангелиях. Именно Павел настойчиво и последовательно доказывал, что Иисус Христос – это сын Божий, что Иисус Христос – это воплотившийся Бог, и значение апостола Павла для развития христианского богословия вообще невозможно переоценить. Были даже в 19 веке такие ученые, которые считали, что именно Павел был основателем христианства. Мы так не говорим, мы говорим, что основателем христианства был Христос, но Павел был тем человеком, тем богословом, который помог ранней Церкви распознать в христианстве не просто какое-то ответвление иудаизма, не просто какую-то новую секту внутри иудейской традиции, но самостоятельную новую религию, ту религию, которая завоевала весь мир, и которая сегодня, две тысячи лет спустя, является самой многочисленной религией по числу последователей.
Смотрите также:
Митрополит Волоколамский Иларион «Спор святых о конфликте апостолов»;
Видео цикла «10 фактов за две с половиной минуты»: «10 великих грешников, ставших святыми. Часть 2»;
К празднику святых апостолов Петра и Павла: биографии первоверховных апостолов.