Почему Церковь редко противоречит власти?
Вопрос: Я хотела в продолжение ваших слов вспомнить о том, что критика «лихих 90-х» – это тренд российской госполитики путинской эпохи, если так можно выразиться. На моей памяти, Русская Православная Церковь нечасто выступала с репликами, противоречащими государственной политике. Я могу вспомнить пристальную борьбу со сталинизмом, вы отстаиваете свою позицию очень-очень давно и, пожалуй, историю с потенциальным отделением осетинской и абхазской Церквей, когда позиция России светской и Русской Православной Церкви разошлись. Почему так редко голос Церкви звучит, с точки зрения светского человека, самостоятельно?
Митрополит Иларион: Во-первых, я не думаю, что он редко звучит самостоятельно. Помимо публичных заявлений, у нас есть и другие способы повлиять на власть. Например, мы стараемся участвовать в законотворческом процессе. Неофициально, не делая громких заявлений. Просто, когда мы знаем о том, что готовится какой-то закон, например, закон о здравоохранении, мы участвуем в его обсуждении, патриарх встречается с соответствующими лицами из Министерства здравоохранения, из Государственной Думы. Если надо, делаются публичные заявления и предложения, как было с этим упомянутым законом, когда патриарх сформулировал требования Церкви. Не все они были учтены, но какие-то были учтены.
Поэтому нельзя забывать о том, что помимо просто протестов, которые все-таки являются крайней мерой недовольства, есть еще очень много способов работы с властью. И мне кажется, что именно такая конструктивная работа и приносит плоды, пусть не очень заметные для стороннего наблюдателя. Ведь патриарх не зря встречается регулярно и с президентом, и с премьер-министром, и с различными депутатами. Эти встречи никогда не носят протокольный характер. Они бывают довольно часто, даже если это, допустим, поздравление с днем рождения, все равно начинается с поздравления, а заканчивается конкретными вопросами. Я думаю, что такая работа и имеет прежде всего значение.