Почему Церковь берет деньги за услуги?
Краткое текстовое изложение:
Вопрос: В Евангелии написано: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Этими словами Христос предостерегал апостолов от торговли благодатью. Почему тогда Русская Православная Церковь оказывает религиозные услуги за деньги?
Митрополит Иларион: Я хотел бынапомнить другую цитату из Первого послания святого апостола Павла к коринфянам: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища, что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника. Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор. 9.13-14).
Церковь не оказывает религиозные услуги за деньги. Если вы придете в храм и скажете, что хотите креститься, но у вас нет денег, то вас покрестят. А если откажут, можете пожаловаться правящему архиерею и он накажет этого священника. Если и он не накажет, то вы можете пожаловаться патриарху, и уж тогда патриарх точно накажет этого архиерея.
Церковь не торгует благодатью. Церковь не совершает ни богослужений, ни таинств за деньги. Но люди, которые ходят в храм, жертвуют на Церковь. Почему? Потому что Церковь должна на что-то существовать, а в российских условиях единственный доход, который получает Церковь, — это пожертвования. Чтобы содержать церковное здание, платить зарплату священникам, певчим и всем, кто работает в Церкви, нужны средства. Все эти средства приходят от жертвователей.
Церковь, существуя на пожертвования, не должна устанавливать какую-то фиксированную сумму за религиозную услугу. Но в некоторых приходах существуют рекомендуемые суммы. Допустим, человек приходит и говорит: я хочу обвенчаться, я готов заплатить, скажите, во сколько мне это обойдется. Ему скажут: рекомендуемая сумма вот такая. Он может заплатить названную сумму, а может заплатить и больше, и меньше. Но никаких фиксированных цен на требы быть не должно. Если в храме висит прейскурант, ценник, то это является нарушением того, о чем многократно говорил Патриарх Кирилл и священноначалие нашей Церкви.