Почему Бог спасает не всех?
Краткое текстовое изложение:
Вопрос: Люди, находившиеся на краю гибели и спасшиеся каким-то чудом, говорят: «Меня Бог спас». Но разве среди десятков миллионов погибших на войне не было более достойных, которые не были спасены? Разве загубленные советской властью священники не были более достойны спасения? Объясните, пожалуйста, как понимать такую ситуацию.
Митрополит Иларион: Во-первых, слово «спасение» в христианском контексте употребляется прежде всего к спасению души, а не к спасению тела. Когда мы говорим, что Христос — наш Спаситель, что Он нас спас и искупил, то мы говорим о спасении, которое касается нашей души. Многие люди погибли мученически и через эту смерть получили спасение.
Люди, о которых Вы упоминаете, в том числе новомученики и исповедники Церкви Русской, не стали бы мучениками, а кто-то из них, может быть, и не удостоился бы спасения, если бы не прошел через горнило испытаний, если бы в этих испытаниях не проявил твердость, если бы через мученическую смерть он не удостоился не только спасения, но и венца святости.
Во-вторых, я хотел бы сказать, что Бог действует избирательно. Мы не знаем, почему одних людей Бог спасает от внезапной смерти, а других не спасает, почему одни люди погибают на войне, а другие выживают. У Бога для каждого человека есть свой путь. Бог заботится о каждом человеке и делает все для того, чтобы его душа не погибла. Для этого Он не только дал Свои заповеди, которым призывает нас следовать, но и Сам воплотился и стал человеком, чтобы на Себя взять вину за грехи людей, чтобы люди могли перекладывать на Него свои ви́ны, чтобы Ему могли исповедоваться в грехах и от Него получить искупление, прощение и спасение.