Пластика – вмешательство в Божий замысел?
Вопрос: Вне зависимости от того, человек верующий или нет, каждый хочет себе увеличить продолжительность и улучшить качество жизни. Новость печального характера: только в одной Москве и от действий врачей только одной клиники на Троицкой улице с 8 по 23 апреля скончались три пациентки. Это были пластические операции. Следственный комитет возбудил уголовное дело. Есть примеры, когда статистика вообще молчит: очень много случаев, когда так называемых врачей красоты вызывают для процедур на дом, чтобы сэкономить. Здесь мы вообще не знаем дальнейший исход вмешательства, например, потому, что некоторые стыдятся обнародовать негативные последствия этих процедур. Владыка, что бы Вы могли сказать женщине, которая раздумывает над тем, чтобы сделать пластическую операцию?
Митрополит Иларион: Не в каждом конкретном случае ответ будет один и тот же. Если у женщины есть какой-то дефект, который можно легко устранить, после чего она будет чувствовать себя лучше, станет счастливее, то я не вижу препятствий, почему бы ей не обратиться к пластическому хирургу. Но, к сожалению, индустрия красоты сегодня таким образом воздействует на женщин и девушек, что иногда они ложатся под скальпель пластического хирурга совершенно, кажется, без причины.
Например, я разговаривал с одной очень симпатичной девушкой, которой кто-то внушил, что у нее слишком маленький рост, и она решила лечь на тяжелейшую операцию по удлинению ног. Такого рода операции чрезвычайно болезненны, они предполагают многомесячное лежание в постели, потому что сначала ломают кости, потом туда вливают какой-то цементирующий раствор и затем искусственным образом их «растягивают». Последствия такой операции непредсказуемы. Например, человек может остаться хромым на всю жизнь. К сожалению, именно это и произошло с той девушкой. И описанный мной случай не единичный. В подобных ситуациях священнослужитель, я думаю, просто обязан отговорить девушку от хирургического вмешательства в эстетических целях.
Вопрос: Но ведь очень часто на хирургическом улучшении внешности женщины, как это ни парадоксально, настаивают их мужья. В том числе мужья, с которыми они венчались. Например, женщина родила ребенка и после этого утратила былые формы, а мужчина хочет, чтобы она вернулась к своему прежнему облику, и разными способами намекает на это, подталкивает ее. А женщина, может быть, и против, но, стремясь сохранить семью, хочет в глазах мужа быть привлекательной.
Митрополит Иларион: Если муж так поступает со своей женой, он совершает большой грех. Думаю, что такие мужья заслуживают церковного наказания.
Вопрос: Иными словами, таких мужей можно вразумлять, объясняя, что есть разница между профилактическими процедурами красоты и вмешательством в Божий замысел?
Митрополит Иларион: Святой апостол Петр в одном из своих посланий пишет, что украшением женщины является не плетение волос, а нетленная красота кроткого и молчаливого духа (1 Петр. 3. 3-4). И та духовная красота, которая отличает некоторых женщин, совершенно несравнима с красотой физической, которую можно приобрести путем пластической операции.