Нужны ли в российских школах уроки полового воспитания?
Вопрос: Владыка, не так давно московские родители выступили против предложения Федеральной антимонопольной службы о введении обязательных просветительских уроков для школьников о презервативах и других методах контрацепции. В интернете закипела бурная дискуссия – с примерами растущей статистики ВИЧ-инфицированных в стране, с тем, что это «самоубийственная» мера, необдуманная и так далее. Что Вы думаете об этом, об аргументах за и против?
Митрополит Иларион: Наверное, многие наши православные телезрители ожидают от меня мнения, что Церковь категорически против уроков полового воспитания. Но я не могу так сказать, ибо все зависит от того, как и кем эти уроки ведутся. Если эти уроки, как это часто, к сожалению, бывает, превращаются по сути дела в развращение школьников и молодых людей, то да, конечно, Церковь будет выступать против таких уроков. Но в то же время мне кажется неправильной та ситуация, когда дети не знают элементарных вещей, касающихся так называемой сексуальной безопасности, и когда они не соблюдают те меры предосторожности, которые позволят им, допустим, не заразиться СПИДом или не подцепить иную заразу или венерическую болезнь. И в этом плане, конечно, необходима воспитательная и профилактическая работа. Но очень важно, чтобы она велась целомудренно, и чтобы родители знали об этой работе.
Здесь ведь присутствует еще один момент: часто говорят, что дети должны обо всем узнавать от родителей. Родители должны в нужный момент рассказать своим чадам, как на свет появляются дети, как вообще все это устроено и как это все происходит. Но та же самая статистика, на которую Вы ссылаетесь, показывает, что в очень многих семьях избегают об этом говорить, или, например, родители упускают момент, когда можно объяснить ребенку, как это все происходит, а когда они оказываются готовы к такому разговору, то обнаруживается, что ребенок уже все знает и узнал он это не от них.
Думаю, что совокупность всех этих факторов и должна вести к принятию сбалансированных решений о том, в какой форме и в каких объемах могут вестись в школе подобного рода занятия.