Как монахи получают новые имена?
Вопрос: По каким критериям выбирают и дают имена монахам и священникам? Могут ли они тем или иным образом повлиять на их будущие имена?
Митрополит Иларион: Смысл перемены имени заключается в том, что этим символизируется вступление человека в полное послушание Церкви. Он теряет свое мирское имя и получает новое имя, которое выбирается в честь того или иного святого. Выбор имени, как правило, зависит не от желания самого человека, а от того, кто постригает, и чаще всего человек узнает свое новое имя в момент пострига.
По какому принципу подбираются имена? По самым разным принципам: есть, например, такая традиция, что имя должно начинаться на ту же букву, на которое начиналось мирское имя. Вот, например, святой Александр Невский получил в схиме имя Алексий. А есть и такие случаи, когда просто священнослужитель, который постригает того или иного человека, подбирает ему имя по своему усмотрению – в том числе с той целью, чтобы этот монах учился у своего святого и подражал его добродетелям.
В библейской традиции перемена имени всегда имеет особый смысл. Когда Бог меняет человеку имя, это является знаком того, что человек становится рабом Бога, вступая с Ним в новые, более тесные отношения. Бог изменяет имя Своим избранникам – тем, кому Он оказал доверие, кому поручил какую-либо миссию, с кем заключил завет. Так, например, после того, как Бог заключил с Аврамом завет о рождении от него множества народов, Аврам становится Авраамом (Быт. 17:1-5), а его жена Сара – Саррой (Быт. 17:15); Иаков получает имя Израиль («богоборец», или, по другому толкованию, «боговидец») после того, как боролся с Богом и Бог благословил его (Быт. 32:27–28).
Нарекая Петру новое имя, Иисус выделяет его из среды учеников. Другие ученики не удостоились этой чести за исключением Иоанна и Иакова, которым Иисус дал общее прозвище сынов громовых (Мф. 3:17). Для чего Иисус нарекает новые имена трем ученикам? «Он этим показывает, – отвечает Иоанн Златоуст, – что Он Тот Самый, Кто и Ветхий Завет дал, и тогда имена переменял, назвав Аврама Авраамом, Сару Саррой, Иакова Израилем»2Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна. 19, 2. Рус. пер.: Т. 8. Кн. 1. С. 128.. Именно те три ученика, которые получили от Иисуса новые имена – Петр, Иаков и Иоанн, были в течение Его земной жизни наиболее приближены к Нему.
Источник: митрополит Волоколамский Иларион. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1, глава 6.