Как формируется вероучение Церкви?
Краткое текстовое изложение:
Вопрос: Иисус говорил Своим апостолом: «что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). Из этого можно сделать вывод, что апостолам и их последователям была дана некая свобода создавать вероучение на свое усмотрение методом консенсуса большинства членов Церкви. Тем самым Церкви была дана возможность изменять вероучение в угоду обстоятельствам, разрешая действия, даже если они противоречат канонам. Например, однополые браки, женщины-священники и т.д. Многие протестантские церкви активно этим пользуются. Значит ли это, что решения, не соответствующие канону, угодны Богу?
Митрополит Иларион: В этом вопросе отражено какое-то своеобразное понимание того повеления, которое Господь дал Своим апостолам.
В словах Иисуса Христа нельзя видеть указание на догматическое учение Церкви. Догматическое учение Церкви не является плодом консенсуса, это учение богооткровенное. Мы верим в Бога Единого во Святой Троице, потому что так нам открыл Сам Господь Иисус Христос, а не потому, что большинство в Церкви за это проголосовало.
Никакие вероучительные истины не являются плодом только консенсуса, они богооткровенны. Консенсус или большинство иногда бывали необходимы, чтобы выявить эти богооткровенные истины, как это происходило, например, на Вселенских Соборах. Когда появлялся какой-нибудь еретик, провозглашавший учение, чуждое Церкви, то отцы Церкви собирались и рассуждали, разбирали писания этого еретика и потом голосовали за или против. Тогда, действительно, решения принимались либо большинством, либо консенсусом.
Но догмат становился догматом не потому, что большинство так решило, а потому что Святой Дух открывал Церкви богооткровенные истины. Ведь бывали в истории Церкви соборы, которые большинством голосов принимали ошибочное или еретическое учение. Например, «разбойничий собор» 449 года, который имел все внешние признаки Вселенского Собора, был созван как Вселенский Собор, но провозгласил еретическое монофизитское учение. Спустя два года был созван новый Собор, который тоже большинством голосов провозгласил православное вероучение.
В этих словах Иисуса Христа говорится о том, что касается дисциплинарной власти Церкви. Действительно, Господь эту власть вверил апостолам и их преемникам, но она не позволяет им менять ни вероучение, ни нравственное учение. А вопросы, которые вы перечислили, например, об однополых союзах, относятся к нравственному учению Церкви, которое не может меняться. Если говорить о женском священстве, то, опять же, это вопрос, относящийся к самым основам церковного строя. Здесь Церковь не может по своему усмотрению — даже большинством голосов — вносить изменения, которые радикально меняли бы церковный строй, установившийся со временем Иисуса Христа и Его апостолов, среди которых, как известно, не было ни одной женщины. Так же, как не было женщин ни среди епископов, ни среди священников древней Церкви.