Как Церковь остается святой после всего, что было в ее истории?
Вопрос: Церковь называет себя святой, а между тем деяния церковников часто бывали далеки от святости. Достаточно вспомнить костры инквизиции, развратную жизнь Римских Пап эпохи Возрождения, ярко показанную в сериале «Борджиа». Джордано Бруно был сожжен по требованию Церкви, много других беззаконий было совершено в истории во имя Христа, включая Крестовые походы.
Митрополит Иларион: Все приведенные примеры взяты из истории Католической Церкви. Очень часто в православном сознании эти примеры воспринимаются как указывающие на уклонения от чистоты христианского вероучения, которые произошли в Католической Церкви в Средние века, но это, конечно, не значит, что Православная Церковь полностью свободна от того, что мы можем назвать «человеческим фактором». Церковь не является святой с точки зрения святости своих членов – Церковь Святая, потому что в ней действует Бог, и Бог сообщает Свою святость людям, которые приобщаются к ней через церковные Таинства. Но, как сказал один из древних церковных писателей, Церковь – это не общество святых, а толпа кающихся грешников.
Люди приходят в Церковь точно так же, как больные приходят в госпиталь или поликлинику – для того, чтобы получить исцеление. Только если в больнице люди лечатся от физических недугов, то в Церкви они получают исцеление от недугов духовных, которые мы именуем грехами. От каких-то грехов человек избавляется, от каких-то он исцеляется постепенно, некоторые с ним остаются. Он продолжает с этими грехами жить, при этом, будучи грешным человеком, он является членом церковной общины. А потому за весь негатив, который может быть связан в истории Церкви с поведением церковных людей, несет ответственность не Церковь – люди несут ответственность за свое греховное поведение.