Эти апокрифы знает каждый
Вопрос: Скажите, пожалуйста, что такое неканонические Евангелия, о которых так часто говорят «околоверующие» люди?
Митрополит Иларион: Неканонические Евангелия – это корпус раннехристианских произведений, который в научной литературе называется апокрифами. Эти тексты имеют различное качество. Есть такие апокрифические евангелия, которые были отвергнуты Церковью – например, так называемое Евангелие детства, где рассказывается о детских годах Иисуса Христа и о том, как Он совершал различные чудеса. В тексте очень много всяких фантастических подробностей, и Церковь с самого начала распознала в нем фальшивку, поэтому это так называемое евангелие отвергла. Были и другие «евангелия», которые Церковью были отвергнуты.
А были другие апокрифические Евангелия, которые фактически Церковью были приняты, но они не вошли в канон Нового Завета. Например, так называемое Протоевангелие Иакова. В этом памятнике рассказывается о рождении Девы Марии от Иоакима и Анны, о Ее детстве, о том, как Она была введена в Иерусалимский храм. Подробности из этого апокрифического памятника вошли в церковную традицию и легли в основу праздников Рождества Богородицы и Введения Пресвятой Богородицы во храм. Было еще несколько апокрифических сочинений, которые появились гораздо позже, чем ранние апокрифические Евангелия, примерно в V веке, которые повествуют об Успении Пресвятой Богородицы – они легли в основу празднования Успения Пресвятой Богородицы.
Было еще так называемое Евангелие Никодима, где говорилось о том, как Христос после Своей смерти сошел душой во ад. И это Евангелие тоже было акцептировано православной традицией: на его основе совершается богослужение Страстной седмицы, в частности, в Великую субботу. И на каноническом изображении Воскресения Христова, на иконе или фреске, мы видим Христа, Который выходит из адской бездны, держа за руки Адама, Еву и других ветхозаветных праведников. Весь этот материал тоже основан на Евангелии Никодима.
Поэтому апокрифические Евангелия, как я сказал, были разные. Они были написаны в разное время, они разного качества. Некоторые из них Церковью безусловно отвергнуты, а некоторые приняты, но, как я сказал, не включены в канон Нового Завета, потому что Церковь никогда не ставила эти произведения на один уровень с каноническими Евангелиями. Канонические Евангелия – это абсолютно достоверные свидетельства очевидцев о событиях, которые происходили на их глазах, а апокрифические тексты – это литература другого уровня, другого жанра и, я бы выразился осторожно, другой степени достоверности.
Я заметил, что наши телезрители во время пандемии коронавируса стали активнее читать Библию, потому что стало поступать много вопросов, касающихся Библии, Евангелия. Для меня это очень приятно.