Должны ли христиане извиниться за расизм?
Краткое изложение:
Вопрос: Архиепископ Кентерберийский заявил, что Спаситель был темнокожим, он даже показал рисунки с черным Спасителем и уверяет, что у него есть подтверждающие это исторические факты.
Митрополит Иларион: Существует множество разнообразных теорий о том, кем был Иисус Христос, откуда Он происходил.
Но есть Евангельское свидетельство о Нем:
- Он происходил из еврейского народа;
- Он не имел земного отца, имел только земную Мать;
- Он был Богочеловеком.
Вот то, что мы знаем об Иисусе Христе совершенно определенно.
Какой у Него был цвет кожи, мы не знаем. Но предполагать, что он был темный, я думаю, совершенно невозможно, поскольку Иисус Христос не был африканцем. Люди, которые живут в том регионе, где Он проживал, имеют либо белую, либо смуглую кожу, но не черную.
Для нас, христиан, совершенно не имеет никакого значения, какой цвет кожи был у Иисуса Христа: мы почитаем Его как воплотившегося Бога. Для нас Он является идеалом человека, нравственным идеалом; Он является нашим Спасителем и Искупителем, Он пострадал и умер за нашим грехи.
Если сейчас подобного рода риторика используется для того, чтобы примирить людей, принадлежащих к разным расам, то, может быть, за этим стоят какие-то благие намерения. Однако вряд ли мы можем подобного рода риторику использовать всерьез. Гораздо правильнее, мне кажется, говорить сейчас о христианском учении, о прощении, о том, что не надо мстить за совершенное зло, что любое недовольство существующими порядками можно обратить в конструктивную критику, которая приведет к позитивным результатам. И, конечно, о том, что все христиане призваны молиться — и за тех, кто живет на земле, и за тех, кто перешел в иной мир. Вот о чем следует сегодня говорить в тех странах, где происходят беспорядки на расовой почве.
Вопрос: Но молиться — это одно, а извиняться — это другое. Вам не кажется абсурдной ситуация, при которой белое поколение, которое никогда не было рабовладельцами, извиняется перед поколением темнокожих, которое никогда не было рабами?
Митрополит Иларион: Те представители белого населения, которые живут на земле сейчас, не могут нести ответственность за то, что совершали их предки в прошлом. Тем не менее, когда государственные власти тех или иных стран приносят извинения за совершенные в прошлом ошибки, то в этом не только нет ничего плохого. Иногда бывает даже необходимо – прежде всего для того, чтобы достичь общественного согласия и примирения.
Взгляд на историю у каждой страны бывает свой, этот взгляд может меняться с течением времени, и те болезненные моменты истории, которые всем известны, могут интерпретироваться по-разному.
Важно, чтобы сегодняшняя интерпретация была примиряющей, чтобы она носила примиряющий характер, а не разделяла людей по расовому признаку. Расизм — это явление, которое должно раз и навсегда уйти в прошлое. Я думаю, это общечеловеческая истина, которую человечество должно было вынести из всей предыдущей истории.