Церковь и бодипозитив: где пролегают границы телесной свободы
Вопрос: Церковь осуждает аборты. Но разве женщина не вправе распоряжаться своим телом?
Митрополит Иларион: Женщина вправе распоряжаться своим телом, но как только в ее теле появляется зародыш, это уже другое живое существо, и оно имеет право на жизнь точно так же, как имеем право на жизнь все мы. Мы это право получили, а почему-то кого-то мы этого права лишаем?
Очень часто тема аборта рассматривается исключительно из перспективы женщины, ее комфорта, здоровья и благосостояния, или же из перспективы семейной пары, которая может сказать, что она пока не готова завести ребенка и поэтому отказывается от его рождения. Но если рассмотреть эту проблему из перспективы самого неродившегося ребенка, то давайте спросим себя: а как бы мы отнеслись, если бы нам не был предоставлен такой выбор?
Церковь всегда очень однозначно относилась к аборту – как к убийству, тяжкому греху. С точки зрения Церкви нет разницы между человеком родившимся и неродившимся – каждый человек имеет право на жизнь. Конечно, могут быть какие-то исключительные обстоятельства: угроза жизни матери или другие обстоятельства, которые вынуждают врачей принять то или иное решение, но с точки зрения Церкви никакие обстоятельства не могут служить полноценным оправданием для совершения аборта. И грех ложится не только на душу женщины, которая сделала аборт, но и на всех, кто ее к этому склонял, включая врачей.
К сожалению, врачи очень часто предлагают женщине аборт как самый легкий вариант избавления от проблем, существующих и воображаемых. Мне как священнослужителю известны случаи, когда женщина обращалась в консультацию для того, чтобы получить помощь при беременности, а врачи начинали склонять ее к аборту, пугали, что у нее родится больной ребенок, с синдромом Дауна. Женщина приходила к священнику напуганная, расстроенная, а потом во всех этих случаях, мне известных, рождались совершенно здоровые дети. То есть по каким-то причинам врачи часто склоняют женщин к аборту.
Я хотел бы также напомнить о том, что помимо духовных последствий, аборт имеет еще и физические последствия, потому что во многих случаях женщина после аборта не может родить ребенка, и с этой проблемой женщины тоже приходят – не только к врачам, но и к священникам. Вообще должен сказать, к сожалению, что аборт – это один из самых распространенных женских грехов, о которых говорят на исповеди. Это страшный грех, который приравнивается к убийству, и я очень надеюсь на то, что наши православные женщины никогда не будут совершать этот тяжелейший грех.