Брак с тем, кто не верует во Христа
Опыт древних христиан и современных семей
Вопрос: Моя бывшая жена хочет, чтобы мой ребенок, живущий с ней, принял ислам, так как она сейчас живет с мусульманином. Как поступить?
Вопрос: У меня православная дочь вышла замуж за мусульманина, у них двое детей. Девочку моя жена покрестила. Свадьбу они справляли заграницей. Когда они приехали, то у дочки и внучки нет крестов на шее. Зять говорит, что они теперь не христиане. Как быть? Боюсь разрушить их союз.
Митрополит Иларион: Оба вопроса касаются частной ситуации конкретных семей. Самое правильное было бы в этой ситуации – обратиться к духовнику, к священнику, рассказать обо всех деталях и попросить компетентного совета.
В Православной Церкви браки между христианами и мусульманами не венчаются. Это связано, прежде всего, с тем, что люди, принадлежащие к иным религиозным традициям, не могут участвовать в церковных таинствах. Это также связано еще и с тем, что Церковь очень большое внимание уделяет единомыслию супругов в вопросах, касающихся их вероисповедания. Если между ними нет единомыслия, если между ними возникают споры, если эти споры касаются того, в какой вере воспитывать детей, то все это может самым пагубным образом сказаться на семье и даже может привести к разводу. Именно поэтому Церковь не приветствует такие браки.
С другой стороны, если такой брак уже имеет место, если он уже состоялся, то Церковь ни в коем случае не отказывает православной половине этого семейного союза в пастырском окормлении. Тот факт, что вы принадлежите к разным религиозным традициям, не является основанием для развода. Вопрос о том, в какой вере воспитывать детей, решается в семьях, как правило, по взаимному согласию. Очень часто мусульманская половина настаивает на том, чтобы ребенок воспитывался в исламе и даже требует этого. С другой стороны, каноны христианской Церкви совершенно однозначно призывают православных родителей воспитывать своих детей в православной вере.
Если вы православный христианин или православная христианка, то, я думаю, вы сделаете все возможное для того, чтобы дети воспитывались в православной вере. Это касается не только ношения крестиков или каких-то других внешних атрибутов христианской религиозной традиции, а всего строя церковной жизни, потому что принадлежность к той или иной религии предполагает участие в жизни конкретной религиозной общины. Если же в семье возникает такая ситуация, когда одна половина, принадлежащая к исламу, пытается насильственным образом склонить другую христианскую половину к принятию ислама, то на это соглашаться ни в коем случае нельзя. Такое насилие над совестью человека может стать даже причиной для развода.
В древней Церкви проблема смешанных браков стояла очень остро, поскольку было много случаев обращения в христианство людей, чьи родственники оставались язычниками. Именно про такие семьи апостол Павел писал, что «неверующий муж освящается женою верующею и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:14). Вместе с тем, христианам, которые только готовились создать свою семью, рекомендовали вступать в брак с единоверцами. Крайний пример подобной позиции демонстрирует Тертуллиан (155/165 г. – после 220 г.), раннехристианский автор, известный своими радикальными утверждениями. Ниже приведены несколько цитат из его сочинения «К жене»:
«Итак, христиане, женящиеся на язычницах, повинны в блуде и должны быть отлучены от общения с верующими, по слову апостола, который с такими даже есть запрещает (1 Кор. 5:11). Осмелимся ли мы предстать пред Судом Господа с таким брачным договором?
Как мало подобный муж совместим с обязанностями христианки! В состоянии ли жена исполнять их, имея под боком служителя дьявола, которому тот поручил мешать этим обязанностям? Нужно явиться на бдение? Муж назначит в это время свидание в бане. Придет день поста? Муж именно в этот день пригласит друзей на пир. Случится ли крестный ход? Именно в этот день как никогда много хлопот по дому. Кто позволит жене для посещения братьев обходить деревни, навещая бедные хижины? Какой муж захочет расстаться с ней ночью, чтоб она пошла молиться с братьями во время ночных собраний? Стерпит ли он, чтоб она проводила ночь в праздновании Пасхи? Отпустит ли он ее со спокойной душой на трапезу Господню (1 Кор. 11:20), которая у язычников пользуется дурной славой? Стерпит ли он, чтобы она тайком ходила в темницу целовать оковы мученика? Чтобы лобзанием приветствовала братьев? Подносила воду для омытия ног верующих, разделяла с ними хлеб и вино во время вечери, проводила время в созерцании и молитве? Если придет странник, го какой прием ждет его в чужом доме? Когда надо будет раздать бедным хлеба, двери житницы окажутся заперты.
Чем больше вы будете их скрывать (свои христианские обряды. – ред.), тем сильнейшее возбудите любопытство в язычниках (речь идет о мужьях. – ред.). Сможешь ли ты тайком крестить постель и свое тело или же сплюнуть что-нибудь нечистое? Если ты встанешь ночью помолиться, не сочтут ли тебя колдуньей? Неужели муж не заметит, что ты тайком съедаешь перед каждым приемом пищи? А когда он узнает, что это всего лишь хлеб, то что он в своем невежестве подумает о тебе? Не будет ли он жаловаться на подобные тайны и даже подозревать тебя в попытке его отравить?»