90-е: время расцвета и свободы?
Вопрос: Патриарх Кирилл сравнил 90-е годы с гитлеровской агрессией и наполеоновским нашествием. В то же время он сказал, что в 90-е годы была свобода слова. Эти годы были для Церкви временем восстановления, возрождения, строительства новых храмов – Храм Христа Спасителя был восстановлен в 90-е годы. Разве это было возможно в период наполеоновского нашествия или гитлеровской агрессии? Вы согласны с таким сравнением?
Митрополит Иларион: Кстати, в период гитлеровского нашествия храмы открывались. Но я думаю, что не о том шла речь, потому что действительно 90-е годы были временем возрождения церковной жизни. И это было связано с тем, что религиозная жизнь, которая на протяжении 70 лет находилась под тотальным гнетом государства, вдруг вышла на свободу. Прежде всего по инициативе людей, при поддержке, конечно, государственной власти тоже – но не прямой финансовой поддержке, а, скажем так, моральной – происходило это масштабное возрождение церковной жизни.
Но нельзя забывать о том, что эти же 90-е годы (именно об этом говорил патриарх) сопровождались крахом экономики, сопровождались тем, что миллионы людей жили в нищете, на грани голода. Я могу даже сказать по себе – когда я приехал в Москву из Литвы, это был 91 год, и я работал на трех работах: я был преподавателем Московской духовной академии, был клириком одного московского храма и преподавал в Свято-Тихоновском институте. Я получал зарплату в академии – 10 долларов в месяц, в храме я получал 1 доллар, и в Свято-Тихоновском институте – еще 1 доллар. Итого 12 долларов в месяц, на эти деньги можно было купить 2 килограмма сыра в то время. Хорошо, я монах, мне много не надо, и потом я подрабатывал какими-то переводами, еще что-то делал. Но ведь многие люди действительно оказались на грани выживания, на грани нищеты. Многие просто не выжили, приходила болезнь – лекарств не было, денег на лекарства не было, они умерли. Это была колоссальная драма человеческая, мы потеряли огромное количество людей.
Вопрос: Вам кажется, что это можно сравнивать с нашествием Наполеона или гитлеровской агрессией, что это сопоставимые вещи? Просто в этих двух случаях есть внешний враг, который нарочно сотворил зло с населением России. Именно в этом нас смущает это сопоставление.
Митрополит Иларион: Вопрос о том, был ли внешний враг, и была ли здесь роль внешнего врага в том, что происходила в начале 90-х годов, когда рушился Советский Союз – это тоже вопрос дискуссионный. Но сами эти факты, которые я сейчас вам привел – статистика убыли населения, многое другое, что связано не с политической ситуацией, не со свободой слова и даже не со свободой религии, а именно с реальной ежедневной жизнью людей – это действительно было в 90-е годы. Можно говорить о том, что страна находилась на грани катастрофы. Кто-то не пережил это время, кто-то пережил, но с огромными потерями, многие просто уехали.