Ангелы и люди – на одном факультете, считают месопотамские мистики

Ведущий встречи Максим Калинин
Ведущий встречи Максим Калинин
Источник: "Познание-Медиа"

JESUS-PORTAL.RU. 21 марта (Елена Дорофеева, портал «Иисус»). Ангелы были созданы одновременно с творением первых природ, но до творения света. Человек – урок для ангелов, вершина этого учения – Боговоплощение. Через человеческую природу Бог учит и ангелов, и людей. Таковы основные представления месопотамских христиан о природе ангелов.

Источник: «Познание-Медиа»

Задуматься о присутствии ангелов в сознании человека призвана третья лекция цикла «Мистика. Взгляд изнутри», который ведет молодой ученый Максим Калинин в Культурно-просветительском центре «Познание». Встречи проходят в свободном режиме в Общецерковной аспирантуре на Пятницкой.

Как в Хогвартсе

На территории западного Ирана и северного Ирака в VII – VIII веках расцвета достигло мистическое движение восточного христианства, рассказал Максим Калинин. Оно представлено множеством текстов, зачастую не имеющих аналогов в других ветвях христианской традиции. Эти мистики базировались на концепции Феодора Мопсуестийского (IV – V вв), который был важным авторитетом для Церкви Востока, и с другой стороны – на произведение, известное как «Пещера сокровищ», которая приписывается преподобному Ефрему Сирину, то есть, датируется IV веком. Сирийские мистики оба этих движения очень изящно синтезировали.

Феодор строил свое понимание творения мира, исходя их принципа: мир как школа, люди и ангелы – это ученики за одной партой, или на одном факультете как в Хогвартсе (из романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере). Необычно это слышать нам, потому что в нашем восприятии ангелы – это совершенные существа, которые могут оказывать помощь людям, передавать им Божественную волю. Но мы не ожидаем, что ангелы и люди идут на одном пути. А Феодор говорит как раз об этом. Он дает изящное толкование первым стихам книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была без видна и пуста, и тьма над бездной, И Дух Божий носился над водою». А в третьем стихе: «И сказал Бог: да будет свет!»

Источник: «Познание-Медиа»

И Феодор задает вопрос: почему Бог не сразу все создал одним движением воли, потому что Он всемогущ и может все создать одной своей мыслью. Например, Климент Александрийский (II - III в) считал, что Бог сотворил все за одно мгновение, а шесть дней творения – это некий образный прием для описания. По мнению Феодра Мопсуестийского, Бог начинает говорить, творя мир, когда появляются ангелы – те, кого можно учить. Он выделяет семь природ, которые были сотворены в молчании: стихии – земля, вода, огонь, воздух, тьма, небо и, наконец, сами ангелы. И Бог начинает учить их словом. Бог говорит: «Да будет свет», и ангелы видят, что слово Бога тут же приходит в исполнение, они видят прекрасное лоно света и начинают прославлять Бога. В подтверждение Феодор приводит стих из 38 главы книги Иова: «Когда сотворены были звезды, восхвалили Меня громким голосом все ангелы Мои» (Иов. 38:7, по переводу LXX). И с каждым новым днем творения ангелы все больше восторгались творением Бога.

Сходство и различие православной ангелологии и восточно-сирийской

«В целом та же самая, основывается на описании Дионисия Ареопагита (I век)1. В православной традиции не прижилось учение о причине падения ангелов, о том, что ангелы отпали от Бога, отказавшись поклониться Адаму. Но с другой стороны, это суждение очень интересно, и в нем нет ничего противоречащего православной точке зрения».

Бог ведет ангелов через дни творения ко все более высокому уровню. Вершиной урока для них оказывается творение человека. То есть, человек оказывается для ангелов уроком, который они должны усвоить. Какой же это урок? Ангелы не могли видеть Бога, они слышали его голос. Бог невидим по своей природе. И тут Бог говорит в книге Бытия 1 гл, 27 стих: «И сотворил Бог человека по образу Своему». И ангелы, слыша голос Божий, приходят в волнение, что вот сейчас они увидят отображение Самого Бога, они увидят изображение Невидимого, они смогут получить представление, каков же Бог, ожидают, что будет сотворено нечто великое, которому они будут служить. И главный урок, как дополняет Иосиф Хаззайя слова Федора, который они должны будут усвоить, – учение о Троице, и этот урок ангелы и люди будут проходить одновременно.

Но им предстоит еще один урок – доверия к Богу. Потому что, когда Бог говорит о существе, которое Он называет своим образом, и оно будет обладать всей природой, всем, существующем на небе и на земле, – ангелы видят, что Бог делает нечто сотворенное из праха, они разочарованы, они видят, что их природа – огненная и светлая, она гораздо ярче и выразительнее, чем природа того телесного существа, которое появилось на свет.

Источник: «Познание-Медиа»

И ангелы удивились – неужели это то самое существо, тот самый повелитель мира и образ Божий, которому мы должны служить? Это предание об удивлении ангелов восходит ко второму источнику ангелологии наших мистиков – к «Пещере сокровищ» – хронологии мира от сотворения Адама до проявления Христа. Ангелы видят это существо, человека, и один из высших ангелов отказывается поклониться человеку, его охватывает зависть, гордость, ему дается возможность выбора, как отнестись к указанию Бога, – он отказывается ему поклониться, и тем самым он теряет связь с Богом и становится дьяволом.

Мотив спора, соперничества ангелов по отношению к людям встречается и в других памятниках этого региона. Есть предание о споре ангелов с Богом и Моисеем, когда тот получал Тору на Синае. Ангелы говорят – неужели это сокровище ты собираешься дать этому человеку, на котором кровь другого человека? Моисей в ужасе смотрит на этих огненных ангелов и говорит – Господи, они же меня уничтожат, сожгут, и Бог отвечает – ничего не бойся, держись за мой престол. И тогда Моисей начинает говорить с ангелами:

«Разве вы были в Египте, разве вы служили фараону, зачем вам нужна Тора? Разве вы подвержены греху? Зачем вам нужна Тора, в которой содержатся заповеди».

И ангелы восторженно прославляют мудрость Моисея, и он получает по заслугам. То есть, мотив соперничества ангелов перед человеком, который будто бы слаб по своей природе, но получает большее достоинство, чем ангелы, можно найти во всех трех авраамических религиях.

Источник: «Познание-Медиа»

Иосиф Хаззайя говорит, что с дьяволом отпали несколько ангельских чинов. Остальные ангелы признают Адама образом Божиим, воздают ему поклонение и отныне люди и ангелы существуют с Богом, как учащиеся одной школы, которым Бог преподает уроки.

Но дальше происходит падение человека – трагическая история изгнания Адама из Рая, которое совершается по зависти дьявола, и ангелы, видя непослушание человека, теряют веру, что человек способен оправдать свое предназначение. Они испытывают страх после падения человека, что и они могут оказаться неверными. «Когда пал один – убоялись все», – пишет Иосиф Хаззайя и уточняет, что ангелы пребывают в страхе за себя до того момента, когда Христос восстанавливает человека в его изначальном статусе.

Благодарность – первый критерий гармонии с ангелами

Ангел- хранитель – это проводник человека, с него начинается духовный рост человека. От воли человека и помощи ангелов зависит пламенение естественных семян, которые побуждают оставить привычный ему контекст и стремиться к познанию большего, к познанию Бога. И ангел-хранитель сопутствует человеку до самого его момента смерти.

«Внутри себя ты найдешь и ангелов и Бога. То есть, мир ангелов находится внутри человеческого сердца.

О чем говорят ангелы? Состояние ангелов, каким его описывают мистики – состояние благодарности, прежде всего.  Это важный момент. Даже если мы не слышим этот «шепот ангелов». Но чем больше я читаю мистиков, тем больше понимаю, что именно благодарность оказывается тем критерием, которым можно проверять свое состояние, свое отношение к Богу, свое отношение к миру».

Вместе с тем, мистики не были наивными «идеалистами», отмечает Максим Калинин. Они подчеркивали свободу воли человека, подчеркивали, что сознание — это пространство для неограниченного количества возможных движений, и при этом понимали, что влиять на наше решение и наше состояние могут самые случайные факторы. Сейчас проводят новые исследования насчет того, как уровень сахара в крови влияет на принятые решения. Как на подписи менеджера среднего и крупного звена влияет то, смотрели они документы до обеда или после обеда. И сирийские мистики прекрасно понимали, как легко может прийти помысел гордости. 

Ангелы в метро и в бентли

– Есть ли суждения у сирийских мистиков о словах апостола Павла: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? « (1Кор.6:3).

– Прямых комментариев не встречал у сирийских мистиков. Но представление, что человек оказывается мерой совершенства ангелов, безусловно присутствует.

– Что такое сердце в представлениях месопотамских христиан?

– Они говорили, что есть духовное состояние, которое ты переживаешь головой, есть – в сердце. Иосиф Хаззайя пишет: если некий физический восторг возникает у тебя в голове, вызывает тяжесть в голове, то это критерий того, что восторг от бесов. У него есть трактат, в котором он описывает порядка 15 благих знамений и 10 негативных.  

У Софрония (Сахарова) встречается откровение о «рваном свете», который оказался ложным. Это описание идеально ложится на описание сирийских мистиков.

Источник: «Познание-Медиа»

Переживания в голове или ниже сердца – это состояние не духовное. о Иосиф Хаззайя допускает, что такие переживания можно из мозга переместить в сердце и привести к гармонии. Иосиф Хаззайя с мозгом связывает присутствие интеллекта, а с сердцем – присутствие ума. Мистики различают – с одной стороны они говорят о познавательных способностях души, а с другой стороны они говорят об уме, как о высшей способности человека.

– Сейчас после лекции мы уйдем, кто в метро, кто на бентли в этот мир мегаполиса.  Что надо сделать, чтобы услышать в этом шуме шепот ангелов? Дышать как-то по- особенному?

– Помимо благодарности я бы посоветовал находить время на молчание. На какой-то короткий период времени в течение дня. Дать себе сосредоточиться, побыть наедине со своим сознанием. Я знаю, насколько это помогает концентрировать энергию. Это простой совет от мистиков, который реально работает. Критерий благодарности – надо помнить, что Бог со всеми своими ангелами в нашем сердце. И что бы ни случилось в вашей жизни, это сделало нас гораздо прекраснее, чем мы думаем, и гораздо лучше, чем мы могли бы себе это представить.

1. Корпус текстов под его именем датируется V–нач. VI в.