Жена да боится?
На современных интернет-ресурсах, как православных, так и нецерковных, можно найти массу рецептов, как должны вести себя супруги, чтобы стать счастливыми. Самый распространенный образец: жена послушна, муж все решает. Многие верующие считают, что это «единственная православная модель семьи»: ведь так говорит Писание!
Жена да боится?
Главное основание такой позиции ― отрывок из 5-й главы послания к Ефесянам: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:22-23). Однако не все так прямолинейно.
Культурный контекст
Нет ситуации без контекста, нет фразы без контекста. Контекст же времен ап. Павла был таков, что общество не признавало за женщинами прав: даже их свидетельства не принимались в расчет. Апостол исходит из этой ситуации как из данности, окружавшей его. Женщина должна подчиняться? Пусть подчиняется. Но все же относитесь друг к другу с любовью: как Христос и Церковь. Кстати, буквально в предыдущем предложении он говорит «повинуйтесь друг другу» (Еф. 5:21). Выходит, что повиновение ближнему в любви ― просто естественное состояние христианина вне зависимости от пола.
⠀
Более того, если посмотреть на более широкий контекст, то в том же послании апостол велел и рабам подчиняться господину, как Христу. Однако никто сегодня не говорит: «Ваше настоящее счастье в рабстве, а горе в том, что отношения рабства превращаются между вами в отношения равенства». Идеализировать букву? Тогда уж всю!
Образ Христа и Церкви
Христос ― Господин. Только вот «Царство Его не от мира сего». На протяжении всего Своего земного служения Христос учил апостолов, что господство в этом мире ― это подчинение в служении: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». И Сам Он был именно таким Господином. Церковь подчиняется Христу добровольно. Он открыл все, что слышал от Отца. То есть это послушание в любви. Такой образ, приводимый ап. Павлом, в большей степени подчеркивает равенство супругов в любви друг к другу, чем иерархию и безоговорочное подчинение жены мужу.
⠀
Кроме того, не стоит забывать, что ап. Павел приводит идеальную схему любви, в которой один из пары (Христос) идеален. Полностью проецировать это на земную семью невозможно. К примеру, жена может быть идеальным специалистом в той или иной сфере, а муж в ней может совсем не разбираться. Уже при постановке вопроса схема «Христос и Церковь» просто ломается: Христос не может в чем-то разбираться хуже Церкви. А муж хуже жены ― может!
⠀
Получается, что образ апостола Павла о чем-то более глубоком, чем просто об иерархии супругов или «гендерных ролях» в семье. Христианство в целом ― не о подчинении людей людям: об этом и законы говорят неплохо. Христианство ― о любви, а не о «подчинении»! Когда же мы говорим о специфически «мужском» и «женском» поведении, мы забываем одну важную вещь: все люди призваны подражать Иисусу Христу, в котором «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28). То есть христиане уже не могут говорить: «Я женщина/мужчина, поэтому я не/должен делать…». И дальше длинный список для каждого пола.
Конструктив
Реальность такова, что у каждого человека есть свои психофизиологические особенности, используя которые, он выстраивает отношения с окружающим миром. Далеко не у всех мужчин и не у всех женщин эти особенности одинаковые: даже родить ребенка - удел не каждой женщины. При этом «специфическая роль», «шаблон» обедняет человеческие отношения.
К примеру, в системе «муж-глава» есть убеждение, что мужчина обеспечивает семью, а жена сидит дома и занимается детьми. Предположим, вступают в брак два человека, искренне верящие, что только так можно стать счастливыми. Но он сельский учитель с небольшой зарплатой, а она бесплодна, но может зарабатывать большие деньги, к примеру, благодаря удаленной работе. Шаблон этих людей станет расходиться с практикой, и брак может вовсе не выдержать такого испытания: ведь оба будут чувствовать себя неполноценными, несостоявшимися. И это только потому, что их отношения не вписываются в шаблон. Или другой пример: жена лучше мужа умеет организовывать дела семьи, а муж занимается творчеством и только рад тому, что большинство решений готова принимать жена. Неужели такие семьи следует признать ненормальными с точки зрения христианства? Правильно ли в этих случаях убеждать счастливых людей в том, что они несчастны, а затем «спасать» их?
В любой семье формируется своя модель семейных отношений ― и это нормально, если модель эта конструктивная:
- если в семье проблемы проговариваются, а не замалчиваются;
- если вместо того, чтобы думать о том, кто кем командует, супруги думают, как вместе сделать что-то лучше;
- если оба готовы в сложных ситуациях пожертвовать своей прихотью «хочу» ради любви;
- если не только жена доверяет «мужу-командиру», но и муж доверяет мнению жены.
Таким образом, утверждение, будто для православной семьи возможна лишь одна модель отношений, не выдерживает критики. Более того, именно оно нередко является источником проблем в хороших семьях. Христианское учение не описывает конкретных «ролей» мужчины и женщины. Оно говорит о едином нравственном законе, следуя которому, можно научиться быть счастливым.