Здоровый образ жизни: идол или идеал
«Сома – сима» (или «тело – темница»), гласит известная языческая пословица. Христианство полностью это изменило. Бог воплотился, и это событие превратило человеческое тело из темницы души в благословение. Но если тело не темница, а храм живущего в нас Духа Божия, то, следовательно, Бог благословляет не только иметь тело, но и упражнять его, сохраняя его красоту и выносливость.
Человек выше ангела, считал святитель Григорий Палама, поскольку он почтен телом. Мысль настолько необычная для античного сознания, что она и сейчас вызывает у многих христиан определённое недоверие. Игнорируя тело, современное христианство становится во многом «гностичным». Но слово Божие беспощадно: «Слово стало плотью» (Ин. 1:14), – говорит евангелист Иоанн, лишая нас какого-либо оправдания нашей телесной лени и малоподвижности.
Святые отцы весьма редко упоминали о физической культуре, поскольку спорт в эпоху отцов был в известной степени антагонистом христианству, носителем языческой культуры своего времени. К тому же, спортивные практики того времени были естественной частью культуры, а писания отеческие были сосредоточены на описании очищения души, а не окружающих авторов культурных феноменов.
Священное Писание и святоотеческая литература требуют очень внимательного отношения к своему телу, потому что оно – храм Святого Духа. Конечно, тело воцерковляется не с помощью физических упражнений. Но забота о теле – естественна для человека. И нормальная гигиена и физические упражнения здесь только помогут.
С другой стороны, мы часто повторяем хорошо известную фразу «в здоровом теле – здоровый дух», забывая, что из здоровья тела вовсе не обязательно проистекает здоровье духа, и забывая, что это только первая половина фразы, которую должно продолжить «и это есть великое благо». Когда эти две вещи – здоровое тело и здоровый дух – сочетаются – это действительно великое благо.
Телесное здоровье не всегда является критерием правильного пути, как в православии, так и в других религиозных традициях, но правильно организованная духовная жизнь приводит, в том числе, и к способности тела претерпевать многие невзгоды и сохранять способность долгие годы позволять нам вести активную созидательную и сознательную жизнь.
Апостол Павел писал: «Телесные упражнения мало полезны» (1 Тим. 4:8), имея в виду, что телесные практики сами по себе не влияют на наше духовное развитие. Понятно, что тело не должно стать источником культа. Оно требует к себе ровно столько внимания, сколько необходимо, чтобы поддерживать силы и здоровье. Монаху для этого зачастую достаточно его послушаний, его тело постоянно в трудах. Но мирянину приходится решать эту задачу иначе.
Современное общество подсознательно стремится убедить себя, что праздность – это хорошо. Большую часть дня мы, жители больших городов, трудящиеся в офисе, заняты тем, что шевелим кончиками пальцев и вращаем глазными яблоками. Вся остальная часть нашего большого организма практически не задействована. Простые движения – ходьба, наклоны, приседания, отжимания – уже в каком-то смысле освобождают нас от гнета офисной зажатости, как физической, так и психической. Физическая практика полезна, потому что она позволяет телу пребывать в бодром собранном состоянии, что только помогает спасению.
К сожалению, современные дельцы даже эту оправданную потребность в физическом движении превращают в предмет наживы, формируя вокруг здорового образа жизни мощный культ, способствующий в первую очередь увеличению прибылей. Отрадно, что становится модно быть подтянутым, демонстрировать свою приверженность здоровому образу жизни и отказы от губящих тело и душу вредных привычек. Но бездумное увлечение фитнесом, мотивированное желанием соответствовать навязываемому образу (и желательно, носящему спортивную одежду той или иной известной марки), лишает человека возможности следовать замыслу Бога о нем и его теле, фактически превращая его в нового язычника, воздающего недолжное недолжному.
К тому же, гедонистический мир все более выводит спорт в разряд зрелища, а не части повседневной жизни современного человека. Недостаточность физической активности очевидна, и мы видим физически больное общество вокруг нас – гиподинамия, ожирение, сердечные и нервные заболевания. Но при этом недопустимо, чтобы пропаганда здорового образа жизни и достаточной физической активности превращалась в возрождение языческих культов тела и силы.
Сейчас, когда спорт все больше превращается в зрелище, в продукт для пассивного потребления массами, а не в часть повседневной жизни современного человека, я полагаю, что именно христиане могут показать пример сознательного, вдумчивого отношения к своему телу, в том числе и благодаря регулярным физическим нагрузкам. Ясно отдающие себе отчет о всех сферах своей жизни, в том числе и в необходимой мере пекущиеся о дарованном им Богом теле верующие люди станут зримой пропагандой здорового образа жизни и достаточной физической активности, свободной от навязываемых ныне языческих культов тела и силы.
Дмитрий Петровский,
сотрудник Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата, азиатское направление
ответственный секретарь Патриаршей комиссии
по вопросам физической культуры и спорта