Язычество в православных храмах
Сегодня мы публикуем статью нового портала «Вера 21» – православного интернет-издания о вере в 21 веке, призванного объединить православных людей в интернет-пространстве по всему миру.
«Дорогие мои, последние пару лет я сопровождаю паломнические поездки, ну, знаете, верующие люди ездят по библейским городам со священником, и они меня научили, как правильно выбирать икону и какие слова говорить, когда прикладываешь ее к саркофагу. Если хотите, я все вам расскажу», – примерно так началась наша экскурсия в Миру Ликийскую (современное название города – Демре), в храм, где когда-то служил святитель Николай.
Почти всю дорогу до места назначения исторические и географические – вполне нейтральные – справки перемежались «эксклюзивной информацией» о прикладывании икон, которые, конечно же, продаются прям там, на месте (очень намоленные, изготовленные монахами в Бари и на Афоне со специальными молитвами и постом – обязательно возьмите себе и родным!), к разным местам саркофага, в котором был похоронен св. Николай. И все это время я испытывала почти физическую боль от происходящего. Настолько, что в какой-то момент мой муж не смог на это больше смотреть и предложил мне послушать музыку.
Дальше – больше. Когда мы все-таки приехали в Демре, нас завели в магазин, заставленный иконами (в основном, св. Николая, но и Богородицы, и Христа), закрыли за нами дверь и предложили послушать презентацию сотрудницы, которая «поможет вам подобрать икону под любую вашу потребность». И понеслась: хотите зарабатывать больше денег? Берите образ Богородицы «Экономисса» («Домостроительница»), очень помогает в бизнесе! Нет детей, но очень хочется? Обязательно вот эту возьмите, да-да, именно в такой технике выполненную, вы знаете, от нее все беременеют (за кадром остается трехзначная стоимость иконы в долларах). Для защиты всего рода возьмите вот такую, да, это родовая икона, ее можно детям по наследству передавать. И, конечно, не забудьте взять иконы для родных и близких, их тоже надо обязательно приложить к саркофагу (правда, мощи в нем уже давно не находятся: их перевезли в Бари – этот факт турки не скрывают, но и не особо подчеркивают), и все у вас тогда будет хорошо.
«Я думала, что если быть православным – это вот так, то я, пожалуй, пас».
И вот я стояла в этом цирке с конями и иконами и плакала. От злости, от обиды, от бессилия и от стыда. От того, что все эти люди, которые зачем-то называют себя православными, кинулись за волшебными иконами, амулетами от всех бед, которые и для бизнеса, и для беременности, и для защиты рода – у кого что болит, как говорится. От того, что храм Божий, пусть полуразрушенный и действующий всего два раза в год, превратили в место торговли, и это стало возможным только потому, что мы сами, «православные», а на самом деле язычники (и по-другому это не назвать), создали спрос на подобное.
Конечно, язычество (обрядоверие, потребительское отношение к Богу, нежелание выстраивать личные отношения с Ним, отсутствие даже мысли такой!), прикрывающееся христианством, – это не новость в нашем мире. Такой «откат» имел место еще в 7-8 веках, а может и раньше. Да что там: ведь и иконоборчество изначально возникло как борьба с поклонением иконам как идолам (теперь мы, конечно, понимаем, что это не было адекватным ответом на ситуацию, но сам факт). Так в чем, казалось бы, проблема?
В ложном образе, который имеют и транслируют эти «православные» прикладыватели икон к саркофагам. В том, что люди, пока далекие от Бога и от Церкви, видят вместо православия эту профанацию – и становятся еще дальше от нас. Я могу их понять: я сама когда-то предпочитала «верить в душе», потому что собирание икон, мощей, свечей, платков и прочего, суеверия и причудливые сочетания лунного и церковного календаря, которые я наблюдала в собственной семье, казались мне странными, бессмысленными и неубедительными. Я думала, что если быть православным – это вот так, то я, пожалуй, пас.
Мне повезло встретить адекватных верующих людей, благодаря общению с которыми я пересмотрела свое отношение к православному сообществу, заинтересовалась, стала читать, узнавать – и вот я здесь. Мне повезло, а большинству людей может не повезти, и именно поэтому я делюсь с вами своей болью.
«Мы верим в живого Бога, Который нас любит, а не в магию икон».
Православие не об этом! Даже если вы видели то же, что видела я, пожалуйста, знайте: это не имеет никакого отношения к православию (и к христианству вообще). Это чистой воды язычество, как бы оно себя при этом ни называло. Мы верим в живого Бога, Который нас любит, а не в магию икон. Мы верим в то, что Иисус Христос Своей жертвой на кресте искупил все грехи мира, чтобы нас спасти, а не в постановку свечей по фэн-шуй для «сбычи мечт». Мы стремимся к общению с Богом, а не к бездумному повторению каких-то таинственных фраз (ничего не понятно, зато как звучит), которые обязательно принесут здоровье, любовь, деньги, квартиру и т.д, потому что гид так сказал, а в магазине подтвердили.
Мы живые: мы думаем, изучаем, сомневаемся, проверяем, иногда злимся и раздражаемся, но учимся любить, стараемся радоваться каждому моменту и за все благодарить. Мы открыты к диалогу. Пожалуйста, знайте это! И в следующий раз, когда станете свидетелем такой картины, вспомните, что это – не православие. Вспомните – и расскажите об этом другим.