Встречаем по одежке?
Мы любим делать выводы о людях по их внешнему виду: выражению лица, настроению, одежде, жестам и поведению. Но насколько верен такой подход? Очарование и разочарование, любопытство и подозрительность, превозношение и репрессивное мышление — поговорим о дурной привычке… внутреннего осуждения.
Обманчивая внешность
Наверняка не раз ваше мнение о человеке менялось по мере того, как выяснялись новые подробности его жизни. Мы ежедневно видим от нескольких до нескольких десятков (если не сотен) новых лиц. С кем-то знакомимся; кто-то исчезает по ту сторону стекла автобуса так же быстро, как появился; кого-то Господь посылает нам для кратковременного общения.
Голос, одежда, прищур глаз, улыбка или ее отсутствие — и мы налету складываем в голове картину: что же за человек перед нами? Каждый день можем проходить мимо одного и того же незнакомца, внутренне убеждая себя в той или иной теории о его характере, образе жизни и социальном статусе. Но всегда ли мы оказываемся правы в визуальных выводах?
Есть у меня знакомый священник. Живет он в другом регионе, но иногда мы имели возможность встречаться на богослужениях в разных городах, бывало, и я к нему приезжал на приход. У этого священника очень густая борода, которая скрывает губы, но вот выглядел он всегда, как мне казалось, немного мрачноватым. На слова он не был щедр, а когда я пару раз навещал его (служит он на крупном приходе, которому пора давать статус монастыря), не так много уделял мне времени, как мне хотелось бы. Мысль за мысль – и у меня уже сложился определенный образ: угрюмый, уставший от жизни и людей, негостеприимный поп. Был ли я прав?
Не был. Батюшка-то меня приютил, разместил и накормил. Дал возможность у него пожить с неделю. На мои вопросы в целом отвечал. Но его поведение немного смущало. В чем же было дело? А вот в чем.
Священник тот страдал серьезной болезнью почек, которая, очевидно, доставляла ему невыносимую боль. Этим объяснялось его выражение лица. Разговаривал он мало просто потому, что не был склонен к празднословию и старался следить за словами. А занятость этого батюшки была связана с частым служением, исполнением треб и научной деятельностью в церковной сфере. Знал он то ли 5, то ли 7 языков, регулярно издавал книги по истории и краеведению. Он просто нес свой крест, о котором я не знал и совершенно ошибочно сделал о человеке совсем неверные выводы.
Не судите
Гордыня оправдывает человека, убеждая, что мерило всему сущему – он сам. Как жить, как думать, да еще и навязывать другим свою модель мировоззрения. Излишнее самомнение становится частью характера, и порой трудно понять, что примерка на себя судейской мантии и вынесение «вердикта» соседу, знакомому, коллеге или просто по жизни встречному – это не мы, а мерзкая, поселившаяся в нас привычка… осуждать.
Нам иногда кажется, что осуждение – это что-то такое уж очень явное, прямое и категоричное, словно заявление в суде: «Да ты мошенник!». Хотя, как часто бывает, в осуждении ближнего никто сознаваться не хочет. Это оправдывается или тем, что высказанное в самом деле имеет место, а православные еще очень любят «отмазываться» знаменитым «я не осуждаю, я рассуждаю!».
Но осуждение – очень тонкое явление, оно затрагивает не только и не столько наши словесные формулировки, но и настрой нашей души, посыл, мысли, отношение к человеку, о котором мы то или иное суждение выносим. Дело в том, что наша оценка, которую мы внутренне кому-то ставим – даже выпивохе из соседнего двора, которого мы уже с утра встречаем навеселе рядом с лавкой на детской площадке – невольно может толкнуть нас и к определенным мыслям. Те, будучи посажены мелким семенем, произрастят дерево презрения, высокомерия, надменности, злобы, ненависти или гнева.
Наверняка ведь многим из нас знакомы чувства, когда, взглянув на человека, мы моментально сделали какие-то очень короткие, не совсем добрые выводы и испытали внутренний разряд темной энергии? Но ведь в каждом, абсолютно каждом человеке на земле запечатлен образ Самого Бога. Почему Бог призывает нас любить Себя, самого себя и ближнего, как самого себя? В этой троичности раскрывается любовь к Богу и Его образу во всех людях: во мне, любимом, и в тех, кто мне попадается на жизненном пути.
«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Здесь Господь говорит, что негативная оценка человека – это фатальная ошибка. В этом нет любви, а значит, нет движения в сторону Бога. Можно осуждать грех, но человека как образ Божий необходимо любить. В этой непростой для современника формуле скрыт секрет христианского счастья. Осуждая, пуская негатив в свою душу, мы вредим, прежде всего, сами себе, но никак не другому человеку. Хотя наше ложное убеждение о нем может впоследствии стать и причиной соответственного отношения.
Идентификация по любви
Мы не знаем до конца даже самых близких нам людей. Что говорить обо всех остальных? Каждый из нас несет свой крест, в жизни каждого человека происходили трагедии, лишения, иногда очень продолжительные. Мы все что-то и кого-то потеряли, в чем-то разочаровались, обо что-то обожглись. С этим могут быть связаны и выражение лица, и интонация голоса, и манера движения, и поведение.
Снисходительность как образ мысли куда полезнее для нас, ближнего и всего человечества, чем подозрительное, репрессивное, оценочное, вердиктивное мнение о других людях. Помните назидательную притчу о том, как одно и то же событие трое монахов увидели по-разному?
«В некоем монастыре видел монах, как в вечерней темноте через забор один из братьев перелез и к селу направился. "Это блудник пошел в мир блуд творить", – подумал он. "Это вор из братьев пошел в село украсть что-нибудь", – подумал другой. А третий подумал: "Это кто-то из рабов Божиих пошел тайком милостыню раздавать"».
Почему так произошло? Каждый из монахов, очевидно, увидел в крадущемся в ночи свое отражение. Кто из них был прав, неизвестно, но вполне понятно, в чьей душе было больше света.
Каждый несет свой крест. И куда больше пользы нам будет поддержать ближнего, кем бы он ни был, обогреть словом или делом, родить плод настоящей христианской любви. Ведь именно этим мы засвидетельствуем свою принадлежность к нашему дорогому Богу.