Что нужно знать об иконе «Всех скорбящих Радость»
6 ноября — особая дата для портала «Иисус»: это день престольного праздника в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. По нашей просьбе иконописец Анна Алёшина рассказала, как этот образ Пресвятой Богородицы стал почитаемым в России, какие его списки существуют и кто еще изображается на этой иконе, кроме Пресвятой Девы.
Среди многочисленных типов изображения Богородицы, сложившихся в русской иконописи, особенно близка верующим икона «Всех скорбящих Радость». Все в жизни претерпевают испытания, скорби и болезни, а уже в названии этой иконы слышится утешение.
«Всех скорбящих Радость» — начальная строка Богородичной стихиры. Появление в русской иконописной практике этого образа связано с большим потоком западноевропейских изобразительных источников, хлынувших в Россию в период правления царевны Софьи.
Первый известный образ с таким названием написал живописец Иван Безмин в 1683 году. Неслучайно икону писал не иконописец, а художник. Такому мастеру легче было ориентироваться на западный образец, соблюдая и его иконографию, и стиль. Богоматерь с Младенцем в окружении ангелов — широко распространенное в католическом мире изображение «Мадонны во Славе». Луна под ногами Богоматери и сияние, исходящее из нее, соответствуют образу из Апокалипсиса: «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна». Такие изображения были широко распространены на Западе начиная с 14 века, откуда и пришли в Россию в 17 веке. При этом иконописцы старались сохранить образ приемлемым для православной традиции, избегая чрезмерной чувственности.
Известно, что прославился этот образ в Москве в 1688 году в Преображенской церкви на Ордынке. После молитвы перед иконой исцелилась от болезни сестра Патриарха Иоакима Евфимия, и вслед за этим чудом изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать списки образа.
На иконе изображена Богоматерь с младенцем Иисусом или без Него в рост в сиянии мандорлы (особая форма нимба), окруженная людьми в различных недугах и скорбях, а также ангелами, совершающими благодеяния от Пресвятой Богородицы. Наверху в облаках изображен Господь Саваоф или Троица Новозаветная. Дева Мария стоит на полумесяце или на облаках. В руке Богородицы чётки (ранний и редкий вариант), свиток или хлеб — «алчущих питание». Но иконография дополнилась изображениями страждущих только после прославления образа на Ордынке. Эта деталь стала едва ли не обязательной его чертой.
Особенностью иконы в храме на Большой Ордынке является изображение над страждущими ряда святых: Сергий Радонежский и Феодор Сикеот слева, Григорий Декополит и Варлаам Хутынский справа. Это указывает на патрональный характер иконы, которая, вероятно, была написана для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел Варлаама Хутынского. Раньше на месте каменного храма была деревянная церковь в его честь.
Существует еще одна очень известная икона — «Всех скорбящих Радость» с грошиками, которая прославилась в Санкт-Петербурге в 1888 году чудесами исцелений. 12 грошиков на иконе появились после пожара в храме, когда рядом с иконой разбился кувшин с пожертвованиями.