Воздвижение Креста Господня: что нужно знать
Праздник Воздвижения Креста Господня установлен в честь обретения креста благочестивой царицей Еленой (†327), матерью императора Константина, в 326 году. По свидетельствам церковных историков, на Голгофе было найдено три креста и отдельно лежавшая табличка с надписью на еврейском, греческом и латинском языках «Иисус Назорей, Царь Иудейский». По одной из версий, которую приводят церковные историки Руфин, Сократ, Созомен и Феодорит, опознать Крест Спасителя удалось благодаря возложению его на тяжело больную женщину, лежавшую на смертном одре:
Случилось, что в том же городе недалеко от этого места находилась снедаемая тяжелым недугом и уже умирающая знатная женшина. Епископом Церкви того города в то время был Макарий. Когла он увидел царицу, стоящую в нерешительности, а также всех, кто там присутствовал, сказал: „Принесите сюда все кресты, которые были найлены, и тот, что нес на себе Господа, откроет нам Бог“. И... приложил сначала первый из них, но ничего не лостиг. Приложил второй, и также ничего не произошло. Когла же он приложил третий, женшина, открыв вдруг очи, встала, и когла вернулась к ней телесная крепость, стала она более свежей, нежели когда лежала больной. И все в доме засуетились и принялись славить могущество Божие1Руфин. Церковная история 1, 7–8. Та же версия у других историков: Сократ. Церковная история 1, 17; Созомен. Церковная история 2, 1; Феодорит. Церковная история 1, 18..
По другой версии, кресты были возложены на мертвеца, который, после того как на него возложили Крест Христа, воскрес2О различных версиях этой истории см.: Скабалланович. Воздвижение Креста. С. 14, 46.. Узнав об обретении креста, несметные толпы людей стеклись к Голгофе, чтобы поклониться ему. Дабы крест был виден всем, патриарх Макарий начал поднимать его, а народ восклицал «Господи, помилуй». Вскоре после обретения креста, по повелению императора Константина, на Голгофе началось строительство храма Воскресения Христова. Его освящение произошло 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, было установлено празднование Воздвижения Креста.
В богослужении праздника лишь некоторые тексты посвящены тому событию, в честь которого он установлен. Основная же часть литургических текстов посвящена прославлению креста как орудия смерти, ставшего орудием спасения человечества.
Большое внимание в богослужебных текстах Воздвижения уделяется основным ветхозаветным прообразам креста. К числу последних относится, в частности, благословение Иаковом Ефрема и Манассии, на которых он возложил руки крестообразно (см.: Быт 48, 14). Прообразом креста является жезл, подняв который, Моисей разделил воды Чермного моря (см.: Исх 14, 16). Древо, брошенное Моисеем в горькие воды Мерры и сделавшее их сладкими (см.: Исх 15, 23–25), и процветший жезл Аарона (см.: Чис 17, 1–8) воспринимаются в христианской традиции как символы креста. Символом креста является Моисей, простирающий руки и побеждающий Амалика (см.: Исх 17, 8–12). На медного змия, выставленного Моисеем на знамени (см.: Чис 21, 8–9), как на прообраз креста указал Сам Христос (см.: Ин 3, 14–15). Иисус Навин, простирающий руки крестообразно и останавливающий солнце, тоже символизирует крест (см.: Нав 10, 12). Иона, проведший три дня и три ночи во чреве кита, прообразует Христа, распятого на кресте и воскресшего в третий день.
На Воздвижение церковный Устав предписывает строгий пост, поскольку этот день является не только праздником Обретения Креста святой Еленой, но и воспоминанием о страданиях и смерти Христа.