Великий понедельник: о чем мы молимся
В богослужебных текстах Великого Понедельника вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в египетское рабство (см.: Быт 37, 26-28): его страдания трактуются как прообраз страданий Христа. За литургией Преждеосвященных Даров читается Евангелие о проклятии Христом смоковницы (см.: Мф 21, 18-22). Толкование этого события содержится в синаксарии Великого Понедельника:
Смоковница убо есть, сонмище иудейское, на немже плода подобнаго Спас не обрет, точию осеняющее закона, и сие отъят от них, праздное всячески содеяв1Триодь постная. Святой и Великий Понедельник. Утреня. Синаксарий. | Смоковница есть иудейский народ, на котором Христос не обрел достойного плода, кроме прообразовательного закона, но и закон отнял у него, лишив его всего. |
В то же время смоковница является символом души христианина, не живущего по заповедям Христовым и не приносящего плоды покаяния:
Изсохшия смоковницы зa неплодие, прещения убоявшеся братие, плоды достойны покaяния принесем Христу, подаюшему нaм велию милость2Триодь постная. Святой и Великий Понедельник. Утреня. Стихира на стиховне. | Убоявшись проклятия, наложенного нa смоковницу за бесплодие, принесем достойные плоды покaяния Христу, дарующему нaм великую милость. |
Источник: митрополит Волоколамский Иларион, «Православие», том 2.