Великий четверг: о чем мы молимся сегодня
Великий Четверг является днем, посвященным воспоминанию Тайной Вечери. В богослужебных текстах этого дня говорится о смысле Таинства Евхаристии, об умовении ног как о примере Божественного смирения, о предательстве Иуды и о молитве Спасителя в Гефсиманском саду. На утрени поется тропарь, в котором повествуется о «несытой душе» Иуды-предателя и прославляется благость Господа Спасителя:
Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Прaведнaго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий「осподи, слава Тебе1Триодь постная. Святой и Великий Четверг. Утреня. Тропарь. | Когда достославные ученики просвещались нa умовении вечери, тогда злонравный Иуда был омрaчен недугом сребролюбия и предает Тебя, Прaведного Судию, беззаконным судьям. Смотри, накопитель богатств, нa того, кто из-за них повесился! Беги от ненасытной души, которая дерзнула так поступить с Учителем. Всеблагой Господь, слава Тебе. |
Канон, читаемый на утрени, посвящен осмыслению Таинства Евхаристии. Прообразом Христа и Его Тайной Вечери является ветхозаветная Премудрость, которая создала себе дом, утвердила в нем семь столпов, уготовала трапезу и послала слуг провозгласить: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное (Притч 9,1-5). Этот образ, прежде всего, напоминает о Боговоплощении и о Той, Которая стала первой Причастницей Бога, приняв в Себя воплощенное Слово Божие:
Всевиновная и подательная жизни безмернaя Премудрость Божия созда храм Себе от чистыя неискусомужныя Матери, в храм бо телесно оболкийся славно прославися Христос Бог наш2Триодь постная. Святой и Великий Четверг. Утреня. Канон. Песнь 1. | Безмернaя Премудрость, Которая есть причинa всего и подательница жизни, создала Себе храм в Пречистой и не познавшей мужа Матери, ибо, облекшись в храм тела, Христос Бог наш славно прославился. |
Началом пути Божественного истощания было Боговоплощение, а концом — крестная смерть Спасителя, когда Господь принес Себя в жертву за спасение всегочеловечества. Воспоминанием о крестной жертве Христа является Евхаристия, которую совершает Сам Христос, преподающий ученикам Свои Тело и Кровь:
Господь Сый всех и Зиждитель Бог, Безстрастный, обнищав, созданное естество с Собою соедини, и пасха за яже хотяше умрети Сам Сый Себе предпожре: ядите, вопия, Тело Мое, и верою утвердитеся3Триодь постная. Святой и Великий Четверг. Утреня. Канон. Песнь 3 | Бесстрaстный Бог, будучи Господом и Создателем всего, обнищав, соединил с Собой созданное естество и принес Себя в пасхальную жертву за тех, за кого хотел умереть, взывая: ешьте Тело Мое и утвердитесь в вере. |
Избавительною для всего рода человечa веселия чaшею Твоею, Блаже, Твоя ученики напоил еси, наполнив ю, Сам бо Себе священнодействуеши, пийте, вопия, кровь Мою, и верою утвердитеся4Триодь постная. Святой и Великий Четверг. Утреня. Канон. Песнь 3 | Благой Господи, Ты напоил учеников Своих избавительной для всего рода человеческого чaшей ликования, наполнив ее. Ибо Ты Сам Себе совершаешь священнодействие, взывая: пейте кровь Мою и утвердитесь в вере. |
Утреня завершается стихирами, в которых повествуется о предательстве Иуды. Этими же стихирами начинается вечерня, переходящая в литургию Василия Великого. По Уставу это богослужение должно совершаться в 8-м часу дня, т.е. около 14.00, однако на практике оно начинается утром. На литургии Великого Четверга ввиду ее особого значения по традиции причащаются все православные верующие, в том числе и те, которые редко приступают к причастию. Вместо Херувимской песни, вместо запричастного стиха и во время причащения многократно поется тропарь, посвященный Таинству Евхаристии (по традиции Русской Православной Церкви этот тропарь произносится перед причащением за каждой Божественной литургией):
Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем5Триодь постная. Святой и Великий Четверг. Литургия. Тропарь вместо Херувимской песни. | Прими меня причастником Твоей Тайной Вечери, о Сын Божий, ибо я не выдам Твою тайну врагам, не дам Тебе поцелуя, как Иуда, но, как разбойник, исповедаю Тебе: помяни меня, Господи, в Царстве Твоем. |
В некоторых кафедральных соборах в Великий Четверг по окончании литургии совершается чин умовения ног. Этот чин, содержащийся в современном Чиновнике архиерейского священнослужения, восходит к Типикону Великой церкви, отражающему богослужебную практику константинопольского храма Святой Софии IX-XII веков. В Константинополе чин совершался между вечерней и литургией, что более соответствует его смыслу (согласно Евангелию, Христос сначала умыл ноги ученикам, а потом уже совершил пасхальную трапезу и преломление хлеба). Согласно константинопольской практике, патриарх умывал ноги трем иподиаконам, трем диаконам, трем пресвитерам, двум митрополитам и одному архиепископу6Желтов, Лукашевич, Ткаченко. Великий Четверг. С 466.. В современной практике архиерей умывает ноги двенадцати пресвитерам.
Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в Великий четверг. Чин умовения ног
Источник: Фотослужба патриарха Московского и всея Руси
Чин совершается следующим образом. Архиерей выходит из алтаря в полном облачении, без посоха; перед ним идут диакон с Евангелием и два иподиакона с блюдом, на котором стоит кувшин с водой. Архиерей садится на кафедру, диакон становится позади кафедры у аналоя, на котором полагает Евангелие, сосуд с водой ставится перед архиереем. Затем из алтаря попарно выводятся священники, которые рассаживаются в два ряда перед архиереем. В это время поется 5-я песнь канона Великого Четверга и стихиры на «Умовение ног». По окончании пения диакон произносит ектению с прошениями «о еже благословитися и освятитися умовению сему силою и действом и наитием Святаго Духа» и «о еже быти ему на омовение скверны согрешений наших». Затем архиерей стоя читает молитву, в которой просит Бога омыть всех участников чина от плотских скверн и душевной нечистоты. Во время чтения молитвы священники продолжают сидеть. Далее читается еще одна молитва — о даровании смирения, за которой следует чтение из Евангелия от Иоанна (гл. 13). При начале чтения все священнослужители сидят. Протодиакон начинает чтение: «Во время оно, ведый Иисус, яко вся даст Ему Отец в руце, и яко от Бога изыде, и к Богу грядет, востав с вечери (в этот момент архиерей встает) и положи ризы своя (архиерей без помощи иподиаконов снимает с себя митру, омофор, крест, панагию и саккос), и прием лентион, препоясася (архиерей возлагает на себя полотенце). Потом же влия воду во умывальницу (архиерей вливает воду в блюдо) и начат омывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан (архиерей омывает ноги пресвитерам, начиная с младшего, и отирает полотенцем)»(13, з-б). Евангельские стихи при необходимости повторяются.
Когда архиерей умоет ноги одиннадцати пресвитерам, он подходит к старшему; в этот момент протодиакон читает: «Прииде же к Симону Петру, и глагола ему той». Следует диалог между Петром и Иисусом, полностью воспроизводимый старшим пресвитером и архиереем (13, 7-10). По окончании умовения ног архиерей вновь садится на кафедру, а протодиакон дочитывает Евангелие до слов «яко не
вси чисти есте» (13, 11).
Далее следует второе евангельское чтение (Ин 13, 12-17), во время которого архиерей при словах «прият ризы своя» самостоятельно облачается, при словах «возлег паки» садится на свое место и после слов «рече им» дочитывает Евангелие от слов «Весте
ли, что сотворих вам» до слов «Аще сия весте, блажени есте, аще творите я». В то время как архиерей читает Евангелие сидя, пресвитеры слушают чтение стоя. По окончании Евангелия архиерей встает и произносит заключительную молитву, в которой вновь
просит Господа омыть всякую скверну и нечистоту души.
В патриаршем соборе в Великий Четверг за Божественной литургией также совершается чин освящения мира.
Источник: митрополит Иларион, «Православие», том 2.