Великая пятница: о чем мы молимся сегодня
В Великую Пятницу Церковь вспоминает распятие и смерть Спасителя1О богословском и христологическом значении богослужения Великой Пятницы см.: Т. 1. С. 575 и далее. Евангельские чтения, звучащие в этот день в Церкви, и богослужебные тексты повествуют о том, как в последние дни Своей земной жизни Иисус Христос был оставлен один перед лицом Своих ненавистников, перед лицом страданий и смерти. Он испил до дна ту чашу, которая была уготована Ему, и пережил самое страшное, что может выпасть на долю человека, — одиночество и богооставленность.
Он был один в Гефсимании, ибо ученики Его уснули крепким сном. Он был один на суде первосвященников, на допросе у Ирода, на суде Пилата, ибо ученики Его в страхе разбежались. Он был один, когда шел на Голгофу: случайный прохожий, а не любимый ученик помог Ему нести крест. Он был один на кресте, один умирал, оставленный всеми. На кресте Иисус взывал к Отцу Своему: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил (Мф. 27:46)? В этом крике вместилась боль всего человечества и каждого человека — боль всякого, кто чувствует, что он одинок и оставлен Богом.
В богослужебных текстах Великой Пятницы говорится и о предательстве Иуды, и о суде над Иисусом у первосвященников Анны и Каиафы, и о суде Пилата, и о ненависти к Иисусу еврейского народа, требовавшего Его распятия, и о самом распятии. В то же время подчеркивается: Христос умер не потому, что был предан Иудой и осужден на смерть Пилатом, не потому, что Его смерти требовали иудеи, а потому, что такова была воля Бога Отца. Если бы Бог Отец захотел иначе, этой смерти бы не произошло. И никакая человеческая злоба, никакое предательство и коварство не были бы способны умертвить Мессию, Который пришел, чтобы спасти мир.
Богослужебные тексты говорят о том, что Господь сознательно шел на смерть: Он родился для того, чтобы умереть на кресте, воплотился, чтобы стать жертвой за людей. И Он совершил этот подвиг по послушанию Своему Небесному Отцу. Нет более сильного свидетельства о любви Бога к человеку, чем крест, на котором был распят воплотившийся Бог. Нет более сильного слова о спасении человека, чем та тишина, которая исходит из гроба Единородного Сына Божия. И нет более великой жертвы, которую Бог мог бы принести за человека, чем та, которую Он принес. Преподобный Исаак Сирин говорит, что если бы у Бога Отца было что-то еще более драгоценное и любимое, чем Его Сын Единородный, Он и это бы отдал за спасение каждого человека2Исаак Сирин. Слово 48. (Слова подвижнические. С. 207-208).
В память о страданиях и крестной смерти Спасителя в Великую Пятницу полагается строгий пост, не совершается Божественная литургия и богослужение по своей структуре значительно отличается от обычного. Главным богослужением Великой Пятницы является утреня с чтением 12 страстных Евангелий.
Богородица у Креста
Лейтмотивом через все богослужение Великой Пятницы проходит тема Матери, стоящей у креста Своего Сына. В Евангелиях о присутствии Матери Божией на Голгофе упоминается лишь вскользь. Богослужебные тексты, напротив, уделяют этой теме большое внимание, вкладывая в уста Богородицы трогательные монологи, обращенные к Ее распятому на кресте и умирающему Сыну:
Распеншуся Ти, Христе, вся тварь видяши трепеташе, основания земли позыбашася страхом державы Твоея: Тебе бо вознесшуся днесь, род еврейский погибе, церковная завеса раздрася на двое, и мертвии от гробов воскресоша, сотник же, видев чудо, ужасеся. Предстояши же Мати Твоя вопияше, рыдаюши матерски: како не возрыдаю и утробы Моея не бию, зряши Тя нага, яко осуждена, на древе висяша? Распныйся и погребыйся, и воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе3Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Стихира на хвалитех. | Когда Ты, Христос, был распят, все творение, видя, трепетало, основания земли колебались от страха перед властью Твоей. Ибо когда Ты вознесся (на крест), род еврейский погиб, завеса в храме разорвалась надвое и мертвые воскресли из гробов, сотник же, увидев чудо, ужаснулся. Матерь же Твоя, предстоя, восклицала, рыдая по-матерински: как не буду рыдать и ударять Себя в грудь, видя Тебя обнаженным, висяшим на кресте словно осужденного? Распятый и погребенный и воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе. |
Вина еврейского народа
Еще одним лейтмотивом богослужения Великой Пятницы является тема духовной гибели еврейского народа, распявшего Христа. Авторы богослужебных текстов обращаются к иудеям с обличениями от имени Бога:
Сия глаголет Господь иудеем: людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих, мужа, суща на одре, возставих. Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте? За манну желчь, за воду оцет, за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте. К тому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный4Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Антифон 12. | Вот что говорит Господь иудеям: народ Мой, что сделал Я тебе или чем тебе досадил? Слепцов твоих Я сделал зрячими; прокаженных очистил; человека, лежашего на одре, восставил. Народ Мой, что сделал Я тебе и чем ты отплатил Мне: за манну желчью, за воду уксусом, за любовь 一 вы пригвоздили Меня ко кресту. Более этого Я уже не потерплю и призову к себе Мои народы; они прославят Меня с Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную. |
Богослужение часов в Великую Пятницу совершается по особому чину: часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й читаются подряд, и на каждом часе прочитывается отрывок из Ветхого Завета, Апостол и Евангелие.
Вечерня Великой Пятницы совершается, по Уставу, «о десятом часе дне» (т.е. около 16:00). На этом богослужении совершается вход с Евангелием, исполняется прокимен «Разделиша ризы», читаются отрывки из Ветхого Завета (Исх. 33:11–23;Иов. 42:12–17; Ис. 52:13–54:1)и Апостол (1 Кор. 1:18–2:2). Евангелие составлено из нескольких фрагментов и воспроизводит всю историю Страстей Христовых (Мф. 27:1–38; Лк. 23:39–43; Мф. 27:39–54; Ин. 19:31–37; Мф.27:55–61). После этих чтений исполняются стихиры, в которых звучит тема победы Христа над адом и смертью:
Егда во гробе нове за всех положился еси, Избавителю всех, ад всесмехливый видев Тя ужасеся, вереи сокрушишася, сломишася врата, гроби отверзошася, мертвии восташа...5Великая Пятница. Вечерня. Стихиры на стиховне | Когда Ты, о Избавитель всех, ради всех был положен в новом гробе, ад, достойный всяческого осмеяния, видя Тебя, ужаснулся, засовы сокрушились, врата сломались, гробы отверзлись, мертвые воскресли. |
Вынос Плащаницы
Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в Великую пятницу. Вечерня с выносом Плащаницы Спасителя
Источник: Олег Варов / Фотослужба патриарха Московского и всея Руси
Далее совершается вынос Плащаницы и положение ее на середину храма. При соборном служении четыре священника поднимают Плащаницу на специально приготовленных шестах, а предстоятель (архиерей или старший священник) с Евангелием в руках становится под Плащаницу. Процессия выходит из алтаря северными дверьми, подходит к царским вратам, где предстоятель произносит «Премудрость, прости». Затем процессия движется к середине храма, где плащаница полагается на специально приготовленное возвышение. Совершается каждение плащаницы с троекратным обхождением вокруг престола. В это время поются тропари, первый из которых посвящен погребению Христа, а второй — Его воскресению:
Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове покрыв положи. | Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое тело, обвил его плащаницей и, умастив благоуханиями, положил в новом гробе. |
Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична. Христос же истления явися чуждь6Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Вечерня. Тропари по «Ныне отпущаеши». |
Ангел, представ при гробе женам- мироносицам, возгласил: миро подобает мертвым, Христос же оказался нетленным. |
Как правило, сразу же после выноса плащаницы священнослужители читают «Канон на плач Пресвятыя Богородицы» (Устав предписывает читать его в кельях на малом повечерии). Авторство канона усваивается византийскому поэту X века Симеону Логофету; многие тропари написаны от лица Богородицы, Которая обращается
к Своему возлюбленному Сыну со скорбными и недоуменными вопрошаниями:
Се Свет Мой сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на кресте, распалаюся утробою, Дева, стенюши, глаголаше7Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Повечерие. Канон. Песнь 3. | «Вот, Свет Мой сладкий, Надежда и Жизнь Моя благая, Бог Мой угас на кресте, Я внутренне терзаюсь», 一 говорила Дева, рыдая. |
Источник: митрополит Иларион, «Православие», том 2.