Успение Пресвятой Богородицы: что нужно знать
Что мы знаем о событиях Успения? И что они означают для нас, верующих? Коротко о том, что нужно знать про этот праздник.
Последним великим двунадесятым праздником церковного года является Успение Пресвятой Богородицы, совершаемое 15 / 28 августа. О кончине Богородицы ничего не говорится ни в Деяниях, ни в Посланиях апостолов. Согласно церковному Преданию, Ее блаженная кончина произошла в Иерусалиме и была ознаменована особым чудом: апостолы, находившиеся в разных странах, были восхищены на облаках и собраны у одра Божией Матери. Единственный, кто не удостоился этой чести, был Фома. Когда три дня спустя после успения Пресвятой Девы он пришел в Гефсиманию, где Она была погребена, гроб открыли, но тела Пречистой в нем уже не было, так как Она воскресла, подобно Своему Сыну. Повествуя о событиях, связанных с Успением Пресвятой Богородицы, преподобный Иоанн Дамаскин пишет:
...Эта Святейшая из святых и Священнейшая из священных... возлегла на небольшом ложе в божественном и славнейшем граде Давидове. Какие же почести уделил Ей Тот, Кто повелел почитать родителей? Тех, которые были рассеяны по всей земле, уловляли людей многоголосыми и различными языками Духа, неводом слова извлекали их из бездны заблуждений... по Божественному повелению, со всех концов земли в Иерусалим доставило облако. Итак, прибыли и служители Слова, дабы по долгу послужить Матери Его и почерпнуть от Нее благословение. Вместе с ними прибыли их последователи и преемники, чтобы принять часть и в служении, и в благословении. Не остался безучастным и сонм Ангелов. Но когда апостолы увидели, что Богоматерь весьма спешит к Своему исходу, то они, преисполненные Божественной благодатью, обратились к исходным гимнам.... И вслед за тем сообразно и соответственно (событию), я полагаю, должно было произойти пришествие Царя к Его Родительнице, дабы принять Божественными и пречистыми руками Ее священную душу, чистую и непорочную. И Она, как должно, Ему сказала: «В руки Твои, Чадо Мое, предаю дух Мой». Затем Она подняла руки и благословила собравшихся и, по произнесении таких слов, услышала: «Приди, благословенная Моя Матерь, в покой Твой». Услышав это, Пресвятая предала дух в руки Сына1Иоанн Дамаскин. Слово на Успение 2, 4-10..
После того как Пресвятая Богородица скончалась, продолжает Дамаскин, Ее тело было перенесено в Гефсиманию и погребено в новом гробе. Однако на третий день оно вознеслось на небо:
Ибо надлежало, чтобы это богоприличное жилище, неископанный источник воды прощения, невспаханная нива небесного хлеба, неорошенная лоза винограда бессмертия, вечнозеленая и прекрасноплодная маслина милости Отчей не была заключена в пустотах земли. Но как святое и непорочное тело Господа, которое от Нее стало воиспостасным Слову, на третий день воскресло от гроба, так и Матери надлежало быть отнятой у гроба и переселиться к Сыну. Надлежало, чтобы Та, Которая странноприимствовала Бога Слова в чреве Своем, Сама поселилась в божественных скиниях Своего Сына. Надлежало, чтобы Сохранивший в рождестве Ее девство нерушимым, соблюл и по смерти Ее тело нетленным. Надлежало, чтобы Носившая в объятиях Творца как младенца, жила в божественных селениях. Надлежало, чтобы Невеста, Которую избрал Отец, пребывала в небесных брачных чертогах. Надлежало, чтобы Видевшая на кресте Сына Своего и Принявшая в сердце меч страдания (ср. Лк 2:35), которого избежала при рождении, видела Его совосседающим Отцу. Надлежало, чтобы Матерь Божия обладала всем, принадлежащим Сыну, и чтобы Она почиталась всей тварью как Матерь и раба Божия2Там же 2,14.
В богослужебных текстах, посвященных празднику, смерть Пресвятой Богородицы прославляется как блаженное успение, как восхождение не к смерти, а к жизни и Источнику жизни — Богу:
В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша3Минея. Успение Пресвятой Богородицы. Великая вечерня. Тропарь.. | При родах Ты сохранила девство, а в успении не оставила мира, Богородица. Ты перешла к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши. |
О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает...4Минея. УСпение Пресвятой Богородицы. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах». | О дивное чудо! Источник Жизни в гроб кладется, и гроб становится лестницей на небо... |
История апостолов, чудесным образом собравшихся к одру Пресвятой Богородицы, пересказывается в богослужебных песнопениях:
Богоначальным мановением, отвсюду богоноснии апостоли облаки высоце взимаеми, дошедше пречистаго и живоначальнаго Твоего тела, любезно лобызаху5Минея. Успение Пресвятой Богородицы. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах».. | По Божественному мановению богоносные апостолы, с разных мест высоко поднимаемые облаками, достигнув пречистого и живоначального Твоего тела, целовали его с нежностью... |
Яко на облаце Дево, апостольский лик носимь, к Сиону от конец, служити Тебе, облаку легкому, собирашеся: от Неяже Вышний Бог, сушим во тьме и сени, праведное возсия Солнце6Минея. Успение Пресвятой Богородицы. Утреня. Канон 1-й. Песнь 5. . | Собор апостолов, принесенный к Сиону, словно на облаке, от разных частей света, собрался послужить Тебе, Дева, легкому облаку, из которого находящимся во тьме и тени воссиял Всевышний Бог, Солнце праведности. |
На иконах Успения Спаситель представлен стоящим у одра Пресвятой Девы и принимающим в руки Ее святую душу (изображаемую в виде завернутого в пелены младенца). Этот же образ встречается и в богослужебных текстах:
Яже небес вышшая сущи, и Херувим славнейшая, и всея твари честнейшая, яже премногия ради чистоты, присносущнаго сушества приятелише бывши, в Сыновне руце днесь всесвятую предает душy…7Минея. Успение Пресвятой Богородицы. Великая вечерня. Стихира на стиховне. | Та, Которая выше небес и славнее Херувимов и драгоценнее всей твари, Которая благодаря Своей великой чистоте стала вместилишем присносушной сущности, сегодня предает в руки Своего Сына Свою всесвятую душу... |
Иже странно вселивыйся, Богородице, в чистое чрево Твое вопрошаемь, Сей всесвяшенный дух Твой приемь, у Себе упокой, яко должник Сын: темже Тя поем Дево, и превозносим во вся веки8Минея. Успение Пресвятой Богородицы. Утреня. Канон 2-й. Песнь 8. | Необычайным образом вселившийся при воплошении в чистое чрево Твое, Богородица, Oн Сам, приняв Твой всесвяшенный дух, упокоил у Себя, как и подобало Сынy, поэтому мы воспеваем Тебя, Дева, и превозносим во все веки. |
В некоторых храмах и монастырях на второй или третий день после Успения совершается особая служба, называемая чином погребения Богоматери. Основная часть ее — Похвалы — представляет собой подражание Похвалам Великой Субботы. При совершении этой службы плащаница с изображением усопшей Девы Марии выносится для поклонения на середину храма, а в конце богослужения обносится вокруг храма с крестным ходом, подобно тому как плащаница с изображением Спасителя обносится вокруг храма на утрени Великой Субботы. Необходимо, однако, отметить, что чин погребения Божией Матери — достаточно позднего происхождения: он известен в греческих рукописях начиная с XV века, а на Руси он получил распространение в XVI столетии. Церковный Устав (Типикон) такого богослужения не знает. Успением Пресвятой Богородицы завершается двухнедельный Успенский пост, а вместе с ним и весь годовой круг церковных праздников, начавшийся Ее Рождеством.
Источник: Митрополит Волоколамский Иларион, «Православие», том II.