Усекновение главы Иоанна Предтечи: торжество мужества
События убийства Иоанна Крестителя рисуют типичную картину того, что может произойти, когда установленные Богом законы попираются, гендерное предназначение извращается, а балом правит злая воля. О том, почему Иоанна Креститель — символ линчуемой леволибералами «токсичной маскулинности», а Ирод — надгробный памятник похороненной мужественности, поговорим сегодня, вновь обратившись к тексту Острожской Библии.
Устав предлагает нам за богослужением два отрывка из Евангелия, повествующих о расправе над пророком. На утрени (Мф. 14:1–13):
Русский перевод:
«В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком».
И на литургии (Мр. 6:14–30):
Русский перевод:
«Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе».
Два в целом похожих фрагмента, повествующих об одном и том же: святой Иоанн праведно обличал неправедного Ирода и его сожительницу, нажил себе врага, был арестован, а после, благодаря коварству Иродиады, был без суда и следствия казнен. Трагично и одновременно буднично, потому что подобная несправедливость, когда от гордыни сильных мира сего жестоко и незаслуженно страдают невиновные и даже фактически правые люди, красной нитью пронизывает всю историю человеческих сообществ. Но давайте внимательнее посмотрим на текст и изучим интересные его детали, а также скрывающиеся в словах и персонажах образы, которые можно экстраполировать и на нашу с вами современность.
Иоанн Креститель символизирует настоящее мужество, качество, характеризующее мужчину и сотканное из многих элементов. Один из них — это верность убеждениям, за которые и стоит пророк. Люди уважают его, несмотря на то, что в отличие от элиты общества Иоанн — нищий и бездомный. Именно аскетизм делает святого близким к простому народу, измотанному бедностью, тяжелым трудом, произволом и надменностью власть придержащих, в том числе и из рядов религиозных деятелей. А Иоанн, несмотря на свое нищенское положение, бодр духом и слово его наполнено такой силой, что воодушевляет людей вокруг и дает им надежду. Он — живое свидетельство Бога на земле, певец праведности и пророк Царства Небесного. Подлинную власть и силу аскета чувствуют и представители элиты, поскольку его проповедь затрагивает потаенные струны в их сердцах. Вот уже и сам царь Ирод стремится послушать и даже посоветоваться с пророком.
Как часто бывает, человек, всего достигший (или имевший от рождения), однажды все-таки устремляется на поиски возвышенного и вечного. Однако увидев нечто незыблемое и духовное, такой персонаж имеет все шансы на серьезное потрясение. Новая для него «философия» конфликтует с его сложившимися убеждениями, образом жизни, материальным благополучием, наконец. Так и Ирод: с наслаждением слушая Иоанна Крестителя, он «внезапно» для себя узнал, что сожительствовать с женой брата ветхозаветная религия запрещает. Конечно, Ирод, об этом знал, но по каким-то причинам он пошел на компромисс с совестью. Кроме того, царь не слышал обличения от священников, фарисеев и книжников, которых, конечно же, хватало в его окружении (что очень хорошо характеризует подлинное отношение к религии в среде иудейской знати того времени).
В общем, у социально незащищенного Иоанна, выросшего в пустыне, аскета и трезвенника, смелого защитника закона отцов и духовного авторитета простого народа, хватило мужества сказать царю в лицо правду: Ирод, ты прелюбодей, ты нарушил закон, одумайся, отпусти Иродиаду, поступи по совести и исполняй заповеди Божии, будь мужиком! А что Ирод? Он уже давно попал в сети красивой, но, очевидно, коварной, властной, горделивой и самолюбивой женщины. Не исключено, что путем манипуляций Иродиада сама устроила так, что царь взял ее замуж. Вся слабость «немощного сосуда» конвертировалась в настоящую силу перед капитулировавшим Иродом. Чем дольше слабовольный царь шел на поводу у своих пороков, тем крепче он запутывался в расставленных Иродиадой сетях. Повелся на красоту и искусный флирт — и он уже нарушитель религиозного закона. У Иродиады уже появилась точка давления, нажимая на которую, она могла крутить аргументами так, как ей удобно. Очевидно же, что на тщеславии своего муженька она играла настолько профессионально, что он полностью растворился в ее желаниях и стал настоящим заложником жены.
Об этом повествует и сцена танца дочери Иродиады на дне рождения царя. Мать предварительно провела тренинг на тему «как управлять мужчинами», и заставила дочь надавить на те точки в сердце Ирода, которые давно успешно использовала сама. Во-первых, блудная страсть затмила разум царя, как и его собутыльников. Опьяненный страстным танцем, он, совершенно не следящий за своим языком (что говорит об отсутствии внутренней дисциплины и серьезности вообще), обещает юной блуднице исполнить любое желание. Конечно же, Ирода тотчас «ловят за язык»: принеси-ка мне на блюде голову Иоанна Крестителя!
На самом деле, нормальный мужчина и в этой ситуации бы нашел мужество отказаться от безумной затеи. Но безвольный Ирод снова стал заложником, с одной стороны тщеславия, давящего на него через общественное мнение пьяных и разгоряченных собеседников, с другой — давно поселившегося где-то в глубинах души страха перед женщинами. Лакируя свое бессилие благородным лозунгом «сказано-сделано», царь отдает приказ, который послушный воин молчаливо и быстро исполняет. Так торжество дня рождения омрачается пролитием невинной крови пророка.
И все как сегодня, в мелких бытовых или крупных эпохальных событиях. Есть по-настоящему сильный духом мужчина, который, увы, не относится к категории «сильных мира». Есть «сильный мира», который, на самом деле, тотально слаб и беспомощен, он руководствуется чужой волей и своими греховными рефлексами. И есть наполненный до краев злой волей кукловод, стоящий за «сильным мира», ведомый тьмой и сиюминутным помрачением разума.
У каждого персонажа трагичной евангельской истории своя вечная роль. Иоанн Креститель — образ стойкого и твердого мужчины. Ирод — безвольная посредственность в дорогих одеждах и при высокой должности. Иродиада — коварный закулисный кукловод. Чью роль примерим мы на веку, в который нам выдалось жить, — решать только нам.
Кстати: В Евангелии от Марка о событии праздника Усекновения встречается интересное слово «спекулатор». Спекулятор — не спекулянт! Так называли стражей, палачей, оруженосцев и телохранителей, в общем, служилых людей, в функции которых могли входить разнообразные силовые задачи. Именно «спекулатор» был отправлен в темницу за главой Иоанна Крестителя. Скорее всего, это был воин из личной гвардии Ирода, одновременно и охранник, и, если надо, экзекутор.