Убивал ли Иеффай свою дочь?
В одиннадцатой главе Книги Судей мы находим историю об Иеффае Галаадитянине, давшем перед боем с Аммонитянами обет. По этому обету он в случае победы должен был принести на всесожжение Господу то, что по возвращении выйдет из ворот его дома навстречу ему (Суд. 11:31). Как сообщают два последующих стиха, «пришел Иеффай к Аммонитянам – сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель-Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми» (Суд. 11:32-33). Иеффая, вернувшегося из похода на малую родину, встречала его единственная дочь. Именно ее он должен был принести Господу на всесожжение. Опечалился Иеффай и «разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз [о тебе] уста мои пред Господом и не могу отречься» (Суд. 11:35). На что его дочь сказала:
«Отец мой! ты отверз уста твои пред Господом – и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам. <…> cделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими» (Суд. 11:36-37).
Иеффай отпустил дочь, и «она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах» (Суд. 11:38). «По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году», – сообщает нам о дальнейших событиях Книга книг (Суд. 11:39-40).
Итак, наметим несколько вопросов, которые возникают при чтении этого фрагмента Священного Писания:
- По молитве ли Иеффая Господь предал его врагов ему в руки, или Аммонитяне были бы разбиты и без вышеупомянутой клятвы?
- Была ли эта клятва угодна Богу?
- Была ли дочь Иеффая принесена в жертву?
Отвечая на первый вопрос, нелишним было бы вспомнить, при каких обстоятельствах Иеффай стал судьей Израильского народа. Сразу после смерти Гедеона, возвратившего Израиль к Истинному Богу, евреи «опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваалверифа» (Суд. 8:33). Так продолжалось 30 лет, пока не «воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки Филистимлян и в руки Аммонитян» (Суд. 10:7).
И, как это всегда бывает, вспомнили и «возопили сыны Израилевы к Господу, и говорили: согрешили мы пред Тобою, потому что оставили Бога нашего и служили Ваалам. <...> согрешили мы; делай с нами все, что Тебе угодно, только избавь нас ныне. <…> И не потерпела душа Его страдания Израилева» (Суд. 10:10, 15, 16).
Господь устрояет так, что Иеффай, сын Галаада, сына Манассии (ср.: Суд. 11:1 и Чис. 26:29-30) и блудницы, стал тем, кого призвали на помощь старейшины, и кто освободил Галаадскую землю и все южное Заиорданье от Аммонитян. Он был человеком, который по установлению, запечатленному во Втор. 23:2, был изгнан из общества Израилева, потомки которого до десятого колена не могли войти туда (см.: там же). Он стал, как можно понять по Суд. 11:3, предводителем банды, промышлявшей в земле Тов (вероятно, местность на горах Аврон). За свою помощь Иеффай берет слово со старейшин, что он останется начальником всех жителей Галаадских (см.: Суд.11:6-10), то есть призывает нарушить Божие установление, означенное выше.
Под предводительством Иеффая галаадитяне разбили Аммонитян (см.: Суд. 11:32), но это происходит после того, как Иеффай, когда на нем был Дух Господень, дал свой обет. Факт божественного вдохновения, то есть присутствия на человеке Духа Господня, подчеркнут автором Книги Судей еще три раза (по отношению к Гофониилу в Суд. 3:10, к Гедеону в Суд. 6:34 и дважды к Самсону в Суд. 14:6,19). И каждый раз это был выдающийся человек для Израиля, избавитель и, что важно, твердый поборник монотеизма.
Но вернемся к первому вопросу. Очевидно, что молитва Иеффая не стала решающим моментом в его победе над Аммонитянами, так как ему победа была, так сказать, суждена, предопределена уже тем, что он стал судьей Израилевым. Это также подтверждает и то, что Дух Господень уже был на Иеффае, когда он произносил молитву, но это не значит, что его молитва не имела никакого значения. Она была нужна самому Иеффаю как человеку грешному, не знающему своего будущего, полностью полагающемуся на волю Божью, и как человеку смиренному, ведь Бог «смиренным дает благодать» (Прит. 3:34). Такая молитва и последующий за ней обет были угодны Господу.
Итак, мы подошли к рассмотрению главного вопроса: убил ли Иеффай свою дочь? Для ответа на этот вопрос спросим, а мог ли правоверный иудей принести в жертву человека?
Во-первых, Пятикнижие Моисеево прямо осуждает человеческое жертвоприношение.
«Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь» (Лев. 18:21);
«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьёт его камнями» (Лев. 20:1-2);
«Не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим» (Втор. 12:31).
Во-вторых, в то время любая жертва приносилась на строго определенном месте – жертвеннике, который тогда находился в Орфе, селении на территории колена Манассии. Но нигде не написано, что Иеффай туда ходил.
В-третьих, странное желание для девушки, которую хотят убить, оплакать свое девство (Суд. 1 1:37), а не жизнь. Тем более странно, что немного ниже, через два стиха, автор Книги Судей еще раз подчеркивает, что она «не познала мужа». Напрашивающуюся же версию о том, что автор Книги Судей таким образом аллегорически указывает на смерть девушки, нельзя проверить, так как во всем Ветхом Завете нет похожих оборотов, указывающих на смерть.
Следственно, мы вправе предположить, что Иеффай отдал свою дочь в служение при Скинии, где она пребывала до скончания лет своих, храня свое девство.
***
Это лишь версия, призванная разрешить одну из самых загадочных историй Ветхого Завета, которая вызывала и вызывает массу недопониманий и атеистических спекуляций. Версия, не претендующая на звание истины. Нужно признать, что эта версия не соответствует мнению святых Отцов, которые видели в случившемся с Иеффаем предупреждение каждому из нас об опасности необдуманной клятвы. Объясняя, почему Господь не остановил детоубийство, святитель Иоанн Златоуст писал: «Знаю, что из-за этой жертвы многие из неверных обвиняют нас в жестокости и бесчеловечии; но я могу сказать, что попущение этой жертвы есть доказательство великой попечительности и человеколюбия (Божия), и что, заботясь о нашем роде, Бог не остановил этого заклания. Если бы Он, после того обета и обречения, остановил жертву, многие и после Иеффая, в надежде, что Бог не примет, стали бы делать множество таких обетов и таким путем доходили бы до детоубийства. Но теперь, попустив детоубийству совершиться на деле, Он отвел от него всех людей последующего времени. И что это правда, так – после заклания дочери Иеффая, дабы это событие всегда было памятно и несчастие не предалось забвению, у иудеев стало законом, чтобы девы, сходясь в известное время, сорок дней оплакивали сделанное убийство, и плачем этим возобновляя память о жертве, вразумляли всех потомков и научали, что оно сделано не по воле Божией. Иначе Бог и не попустил бы девам скорбеть и плакать. И что говорю это не по догадке, показало последствие. После этой жертвы никто уже не давал подобного обета Богу. Для того Он этой жертвы не остановил, а ту, которую сам заповедал, – жертву Исаака, остановил, чтобы тем и другим показать, что не услаждается Он такими жертвами» (XIV беседа к антиохийскому народу. Т.2, с. 160-161).