Торжество Православия в современном искусстве
«На стенах, и досках, и священных сосудах начертанным священным образам Христа, и Пречистой, и всех святых, с почтением поклонимся». (Стихира, слава, на стиховне с великой вечерни Торжества Православия, отрывок)
В VIII в. в Византийской империи разгорелись споры об иконопочитании. Однако предметом этих споров был не только вопрос о том, можно ли изображать Бога и святых. Иконоборцы говорили о том, что не подобает в церковную жизнь интегрировать «низменное эллинское искусство».
Сегодня низменным считают современное искусство, в противовес искусству «классическому». Бездуховное, бесталанное, «хайповое» — так клеймят творчество современных авторов, которые ищут новые формы и выразительные средства. В ответ на обвинения современные творцы встают против Церкви с ее канонами и «скрепами». Этот конфликт охотно поддерживают противники христианства, которые стремятся изгнать из творчества любую духовность.
Война с иконоборцами окончилась прославлением священных образов. Память об этой победе — Торжество Православия — Церковь празднует cегодня. И в этот день мы хотим рассказать о выставке I Биеннале христоцентричного искусства, которая стала частью праздника. Потому что эта выставка тоже знаменует победу. Это победа в рукотворном, искуственном по своей сути конфликте духовности и современного искусства.
Какое же оно — искусство, которому удалось примирить сиюминутное и вечное?
Разнообразное
Когда-то иконы были камнем преткновения в Церкви, сегодня они — один из столпов духовного искусства. На выставке их представлено достаточно: совершенно каноничных, стилизованных и переосмысленных.
Но выставка не ограничилась одними лишь священными образами. Современные художники в равной степени вдохновляются византийской мозаикой и металлическими инсталяциями, граффити на стенах домов и фресками древних церквей.
Актуальное
Современное искусство находится в контексте своего времени. Это высказывание о важном — будь то экология, пандемия или социальное неравенство. Все художники осмысляют свои переживания и общественные проблемы через призму творчества. Художники христоцентричного искусства делают то же самое, только с надеждой и упованием на Бога. Их работы — не просто манифест, но еще и молитва.
Гармоничное
Выставка собрала 140 работ из 9 стран. Светские художники и иконописцы, мэтры и молодые художники соседствуют в едином пространстве. Это хор, в котором голос каждого, однако отчетливо слышен. Художники здесь — разные люди одного времени, которых связывает единая энергия молитвенного переживания сквозь искусство. Это гармония, столь сильная, чтобы переломить вектор современного искусства в сторону Бога.
О Христе
Спор об иконах был, в том числе, спором о значении искусства для христианской культуры. И Церковь, осудив иконоборцев, однозначно стала на сторону искусства. Без него человек лишается многих возможностей выразить Богу свою любовь, пережить свою связь с Ним. Отстаивая иконы, отцы Церкви взяли на вооружения слова великого богослова IV в., святителя Василия Великого: честь, воздаваемая образу, относится к его Первообразу. И этот Прообраз современным художникам, безусловно, удалось прославить.
Сейчас выставка открыта для свободного посещения в Москве, по адресу Черниговский переулок 6/1, стр 3, ежедневно с 13 до 17. Зарегистрируйтесь на сайте и приходите, чтобы увидеть все самим.