Священник, подписавший письмо в защиту осужденных: «Там, где нет свободы мысли, нет никакого образования»
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой
А.С. Пушкин. Стансы, 1826 г.
Священники Русской Православной Церкви 17 сентября опубликовали открытое письмо в поддержку фигурантов «московского дела». Это первый случай при президентстве Владимира Путина, когда священники выступают в поддержку заключенных.
Вслед за священниками открытое обращение составили учителя1.
О политике в школе и школьной политике, протестных настроениях у молодежи и евангельских корнях защиты жизни, прав и свободы личности мы поговорили с пастырем и педагогом, директором Варницкой православной гимназии2 свящ. Дмитрием Диденко.
- Вслед за священниками прекратить «московское дело» потребовали учителя. Обязан ли учитель оставлять свои политические воззрения дома, или же в школе имеет право на существование дискуссия о политике? Допустимо ли педагогу обсуждать политические вопросы со своими учениками? Где грань между политикой и пропагандой?
- Сразу скажу, что ответа на этот вопрос у меня нет. Есть небольшой комментарий. Мне кажется, образование в современных российских школах и есть пропаганда, то есть навязывание готовых ответов. Все это делается под прикрытием «заботы о неокрепших умах» и на самом деле ведет к тому, что эти умы так и не окрепнут. Несомненно, учитель должен обсуждать. Не диктовать под запись, не сыпать готовыми ответами, а устанавливать равноправную дискуссию, выступая в ней модератором на правах более компетентного участника. У нас в школах есть замечательный предмет обществознание, на котором, среди прочего, и должна обсуждаться политика. Кроме того, совсем обойтись без разговоров о политике не получится и в курсах истории и литературы.
- Пансион Гимназии имени прп. Сергия Радонежского при Троице-Сергиевом Варницком монастыре предполагает исключительно юношеский состав с пансионным проживанием. Есть повод сравнить ее с Царскосельским лицеем, которая выпустила политический, дипломатический и военный истеблишмент того времени. Способствует ли палочная система воспитанию, или же отмена наказаний, как это сделал Лицей, впервые в отечественной истории отменив телесные наказания для воспитанников, рождает недопустимое свободомыслие?
- Палочная система – легкий и заманчивый путь, и она, конечно, способна принести некоторые результаты в краткосрочной перспективе, но в целом, конечно, она совершенно не эффективна. Телесных наказаний у нас, конечно, никогда не было и не будет, но наказания в принципе есть. Мы исповедуем очень важный для нас принцип, что наказание не должно унижать человека, поэтому никто из нас не кричит на воспитанников, не устраивает «публичных порок», мы даже не называем учеников по фамилии. Между гимназией и учеником формируются свободные и равноправные отношения, в которых каждая сторона должна выполнять все добровольно взятые на себя обязательства неукоснительно. Тот, кто эти обязательства не выполняет, несомненно, должен покинуть сообщество, переставшее быть его единомышленниками.
«Победа – не принятие подростком твоей точки зрения, а сам факт диалога на равных».
Свободомыслие – это прекрасно. Там, где нет свободы мысли, нет интеллектуального развития, а значит нет и никакого образования. Свобода в мыслях не предполагает эгоистичного поведения (что хочу, то и делаю), как многие думают, напротив, она придает ценность даже простым дисциплинарным правилам пансиона. Только то ценно, что делается добровольно с чистым сердцем, а не с затаенной злобой «из-под палки».
- А.С.Пушкин, будучи выпускником царскосельского лицея, был сослан за политические убеждения, но из-за амнистии Николаем I, написал такие строчки:
Нет, я не льстец, когда Царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
<…>
О нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный.
Тому, кого карает явно,
Он тайно милости творит…
Неужели история ничему нас не учит, или же историософия учителей в открытом обращении3 справедлива: «История страны, которую некоторые из нас преподают, показывает, что это верный способ дальнейшего роста недовольства и радикализации протеста»?
- История нас, конечно, учит. История с Иваном Голуновым научила всех нас, что не надо бояться заступаться за слабых. Это работает и это совсем не страшно. Фраза из обращения учителей тоже, думаю, справедлива, хотя мне, как и всем другим священникам-подписантам, совсем не хочется никакой радикализации и нарастания протеста. Мы этим своим письмом пытаемся остановить рост напряжения в обществе.
Варницкая православная гимназия
Источник: Роман Солопов / Вконтакте
- Ивана Голунова поддержали коллеги-журналисты, Павла Устинова поддержал актерский цех. Должна ли Церковь стать одним из институтов «печалования», который бы «милость к падшим призывал»?
- Ей не надо становиться. Надо лишь вспомнить, что это наш священный христианский долг. Всеми любимый святитель Николай Чудотворец совершил «деяние о стратилатах»4, святая мученица Елизавета Феодоровна простила убийцу своего мужа (не дожидаясь его покаяния!). Что уж говорить о тех случаях, когда наказание явно не адекватно преступлению, если оно вообще было? Как можно молчать?
- Протест что-то выражает. К протестующим нужно прислушаться. А если это несовершеннолетние, то можно ли их позицию в политических вопросах принимать всерьёз? «Омолаживание» протестных настроений – признак Божьего попущения криза (Ис. 3:4)5?
- Про Божье попущение кризиса ничего не могу сказать – не знаю. Воспитать взрослого и самостоятельного человека можно только прививая ему взрослость и самостоятельность. Не слушать подростков – значит потерять с ними связь. Не слушаешь ты – не слушают тебя, это всем должно быть известно. Если кто-то не согласен с молодым человеком, считает его слишком легкомысленным, неправым, то худший способ диалога – попытаться навязать ему свою «правильную» точку зрения. Будь готов выслушать и серьезно поразмыслить над его, пусть даже кажущимися смешными, аргументами, и тогда он, может быть, выслушает и тебя. Победой будет не принятие им твоей точки зрения, а сам факт диалога на равных, который несомненно научит молодого человека поступать так и впредь при обнаружении противоречий. Это убережет всех нас от революций, которыми нас так пугают сторонники «затыкания» протестов.
«История с Иваном Голуновым научила всех нас, что не надо бояться заступаться за слабых. Это работает и это совсем не страшно».
- Что подтолкнуло Вас подписать открытое письмо?
- Как и все мои собратья, я отвечу, что меня подтолкнул христианский и пастырский долг. В отличие от многих высказывавшихся по этому поводу я не думаю, что подписантов ждут какие бы то ни было репрессии со стороны государства или священноначалия. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; а боящийся не совершен в любви» (1Ин 4:18). Молодые люди, лидерами которых мы так хотим быть, ждут от нас хоть какой-то реакции на то, что занимает их умы. Да, ни я, ни кто-либо из подписавшихся не выходили на митинги и не выступали с политическими заявлениями (что бы нам ни приписывали церковные «аналитики»), хотя это имело бы огромный политический эффект. В том-то все и дело, что мы не пытаемся «хайпануть» на раскрученной теме, а говорим, что мы – пастыри – часть общества. Возражают, что те, за кого мы заступаемся, «сами виноваты» и что не нам, дескать, судить об их вине, но Христос, которого нужно слушать больше, чем людей (Деян 4:19), говорит нам: Я был «болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф 25:43). Господь ничего не говорит о виновности или невиновности узников.
- Вы удивлены официальной реакцией со стороны Русской Церкви?
- Я счастлив, что реакция священноначалия в лице отдела по взаимоотношениям Церкви и общества была вполне позитивной. Назначена комиссия, наш голос услышан. Заявления отдельных чиновников (Вахтанга Кипшидзе и Александра Щипкова) я считаю частным мнением, высказывать которое они, будучи равноправными членами гражданского общества, безусловно, имеют право.
Беседовал Родион Германов
1 https://www.svoboda.org/a/30170533.html
2 https://pravgym.ru/
3 http://project1642640.tilda.ws/?fbclid=IwAR0G0psdTV8P_V8bFjUtEm5zplyRLn_sbX-kHaJpbn6nivTNUs8-00FeISU
4 https://arzamas.academy/mag/687-nikola
5 «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними».