Страстные Евангелия: что нужно знать
Главным богослужением Великой Пятницы является утреня с чтением 12 страстных Евангелий: в Триоди эта служба носит название «Последования святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». По Уставу, она совершается «во вторый час нощи» (около 20:00 четверга).
Аналогичное богослужение, включавшее в себя 11 евангельских отрывков, совершалось в Иерусалиме и Константинополе уже в конце первого тысячелетия. Евангельские отрывки подобраны таким образом, чтобы образовать связный рассказ, в котором отражены все события последних часов земной жизни Спасителя вплоть до Его смерти на кресте и погребения. Чтения из Евангелия чередуются с антифонами, тропарями и стихирами, представляющими собой поэтический комментарий к читаемым отрывкам. Эти тексты, удивительные по красоте, глубине и содержательности, представляют собой подлинные шедевры христианского гимнотворчества. В целом Последование Страстей Христовых является одним из самых грандиозных богослужений всего церковного года.
Первое Евангелие (Ин. 13:31–18:1), самое продолжительное, содержит последнюю беседу Иисуса со Своими учениками. Следующие четыре Евангелия (Ин. 18:1–28; Мф. 26:57–75;Ин. 18:28–40, 19:1–16; Мф. 27:3–32) содержат рассказ о предательстве Иуды, аресте Иисуса, суде над Иисусом у первосвященников Анны и Каиафы, суде у Пилата и вынесении Иисусу смертного приговора. За каждым чтением следует по три антифона, малая ектения и седален. В антифонах и седальнах воспроизводятся и молитвенно осмысляются события, о которых повествуется в читаемых Евангелиях:
Тече глаголя Иуда беззаконным книжником: что мне хошете дати, и аз вам предам Его? Среди же совещавающих Сам стоял еси невидимо Совешаваемый: Сердцеведче, пошади души наша1Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Антифон 2. | Иуда прибежал к беззаконным книжникам, говоря: «Что вы дадите мне за то, чтобы я предал Его вам?» Среди же совешавшихся стоял Сам Тот, о Ком они совешались. Сердцеведец, пошади души наши. |
По окончании антифонов исполняется седален, в котором говорится об искупительном значении крестной смерти Спасителя (этот же текст вновь прозвучит в самом конце службы):
Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию, на кресте пригвоздився и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе2Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня Седален после 15-го антифона. |
Ты искупил нас от законного проклятия Своей драгоценной кровью, будучи при- гвожден к кресту и пронзен копьем, Ты стал источником бессмертия для людей. Спаситель наш, слава Тебе. |
За антифонами следуют шестое Евангелие (см. Мк. 15:16–32), посвященное распятию Христа, и Блаженства, перемежающиеся со стихами на тему распятия. Далее диакон произносит прокимен «Разделиша ризы моя себе, и о одежде моей меташа жребий» со стихом «Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси». Эти стихи из 21-го псалма подводят к седьмому и восьмому Евангелиям (Мф. 27:33–54 и Лк. 23:32–49), повествующим о смерти Спасителя и отделенным одно от другого 50-м псалмом. Сразу же за 8-м Евангелием следует трипеснец, в котором упоминаются все основные события последних двух дней жизни Христа, начиная с умовения ног. По окончании трипеснца трижды исполняется экзапостиларий:
Разбoйника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил сей, Господи, и мене древом креcтным просвети и спаси мя3Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Экзапостиларий по 9-й песни трипеснца.. | Благоразумного разбойника Ты, Господи, за один час сподобил рая. И меня просвети древом креста и спаси меня. |
Последние четыре Евангелия (Ин. 19:25–37; Мк. 15:43–47; Ин. 19:38–42 и Мф. 27:62–66) перемежаются с хвалитными псалмами, стихирами и заключительными молитвами утрени.
Смотрите прямую трансляцию чтения 12 Страстных Евангелий из храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» сегодня, в 18:00.
Источник: митрополит Волоколамский Иларион, «Православие», том 2.