Священник Александр Сорокин: «Нельзя становиться заложником чьего-то благословения»
Портал «Иисус» продолжает изучать явление духовничества и обсуждать, насколько активно духовный отец должен участвовать в жизни свой паствы. Сегодня мы поговорили с отцом Александром Сорокиным, рассказавшем, почему нельзя перекладывать на священника ответственность за свои решения, и почему вовсе необязательно иметь духовного отца.
- Как вы считаете, должен ли быть у каждого христианина духовник?
- Если понимать под духовником священника, у которого христианин должен исповедоваться, советоваться, беседовать с ним и периодически встречаться, то я дерзну сказать, что духовник необязательно должен быть у каждого. Хотя бы потому, что это не может быть задачей, навязанной извне, – хоть ты умри, но у тебя должен быть духовник. Даже с чисто житейской точки зрения это невозможно – в приказном порядке всем назначить духовников.
- А если у человека все-таки есть духовник, как вы считаете, можно ли в каких-то случаях ослушаться его? Будет ли это грехом?
- Мне кажется, изначально не нужно создавать таких ситуаций, в которых ты становишься заложником чьего-то благословения. Дело в том, что духовник – тоже человек. Как я себе представляю отношения духовника и духовного чада – каждый человек сам берет на себя ответственность и идет к священнику за благословением уже на принятое решение. Когда ко мне подходят как к священнику и говорят: «Батюшка, благословите – так или так поступить», я всегда отвечаю: «Постарайтесь сами трезво решить, и тогда я вам благословлю это решение». Конечно, если оно не будет противоречить канонам или здравому смыслу. А когда человек выбирает, поступить в один ВУЗ или в другой, или переехать в этот город или в тот – то тут уж вы сами решайте, а я благословлю то решение, которое вы сделали в соответствии со своим здравым смыслом.
- В чем тогда остается смысл благословения?
- Благословение имеет духовный смысл – это Божье благословение через священника, и в то же время, это человеческое напутствие, моральная поддержка человеку со стороны Церкви, которую тоже не стоит сбрасывать со счетов.
- Есть такое распространенное мнение, что духовника менять грешно. Согласны ли вы с этим?
- Нет, не согласен. Повторю еще раз, священник – это тоже человек. Все люди, во-первых, смертны, во-вторых, ошибаются, даже будь ты семи пядей во лбу. Поэтому нельзя возводить ни один авторитет на пьедестал. В Евангелии об этом сказано: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23:9). То, что мы священников называем «отцами» – это некая натяжка, но глубокую правду евангельских слов никто не отменял, Отец у нас один, а духовник – это человек.
В конце концов, можно свою духовную жизнь согласовывать не только с одним духовником. Конечно, есть те, кому «везет» – у них есть такой человек, на которого всегда можно положиться, получить мудрый совет. Кстати, это необязательно может быть священник. А есть те, кому не встретился на пути такой человек, который бы на протяжении всей жизни сопровождал и напутствовал. Поэтому я вполне допускаю, что за каким-то советом можно пойти к нескольким священникам, или к какому-то другому человеку.