Опыт социального служения Русской Православной Церкви по проблемам семейного насилия
Для посетителей нашего портала открылась уникальная возможность: читать и комментировать отдельные параграфы свежевышедших книг, или изданий которые только готовятся к печати. Сегодня вашему вниманию предлагаются параграф из книги "Социальное служение Русской Православной Церкви".
В учебном пособии раскрываются основные направления социального служения Русской Православной Церкви, анализируется содержание ее деятельности по церковной социальной помощи престарелым и инвалидам, нуждающимся семьям, военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, а также осужденным. Особое внимание уделено характеристике социальной помощи молодежи и наркозависимым людям.
Книга может быть интересна студентам и преподавателям высших православных духовных учебных заведений, слушателям курсов повышения квалификации, отделений по церковной социальной работе, приходским социальным работникам, а также всем, кто интересуется деятельностью Русской Православной Церкви.
"Опыт социального служения Русской Православной Церкви
по проблемам семейного насилия"
В светских законодательных актах семья определяется как «основная частица общества», а для верующих людей семья — малая Церковь, место особой близости к Богу, аксиологический максимум. Такие добродетели, как любовь, ответственность, целомудрие и смирение, воспитываются и прививаются в первую очередь именно в семье. Семья призвана быть хранительницей нравственных традиций и ценностей, а отношения между ее членами должны строиться на любви, взаимном уважении и поддержке. Поэтому Церковь не может не волновать проблема домашнего насилия, которая является одним из признаков глубокого духовно-нравственного кризиса в обществе.
Тема противодействия домашнему насилию для Церкви новая, многогранная и требующая глубокого осмысления. В старину зачастую считалось нормой терпимое отношение к домашним ссорам, насилию в семье. Священники часто руководствовались только Домостроем и ориентировались на цитаты из Библии, которые оправдывают применение физической силы в семейных отношениях. Но сегодня становится очевидным, что не все из Ветхого Завета можно механически, без осмысления перенести в нашу эпоху и сделать правилами для руководства, особенно в деле церковного социального служения.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано: «Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть “главою жены”, любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22–23; Кол. 3, 18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности» [7, гл. X, 5].
Поддержка семьи в ее традиционном понимании отцовства, материнства и детства является одной из приоритетных задач Церкви. Положения об охране личности от насилия и унижения в семье отражены в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008) [8].
В современной России Православная Церковь активно возрождает социальное служение и участвует в решении многих проблем и вызовов общества. О необходимости вмешательства Церкви в решение проблемы насилия в семье в России было заявлено на круглом столе по проблемам домашнего насилия, организованном Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата 20 декабря 2011 г. Впоследствии эта тема также активно обсуждалась в ходе ХХI и XXIII Международных Рождественских образовательных чтений в 2013 и 2015 гг.
В течение буквально нескольких лет на территории Российской Федерации Русской Православной Церковью открыто около 50 учреждений, деятельность которых направлена так или иначе на помощь лицам, пострадавшим от насилия или испытывающим насилие со стороны близких людей. Многие из этих организаций внесены в базу данных по социальному служению Русской Православной Церкви (social. miloserdie.ru).
К сожалению, несмотря на все попытки Церкви довести до сознания современного общества идею о том, что определяемые в христианстве различия мужа и жены в супружеских отношениях в соответствии с особенностями их физических и нравственных свойств не дают ни одной стороне каких-либо преимуществ к унижению или угнетению другой, чаще всего в помощи таких служб нуждаются женщины. Этот факт находит отражение и в названиях организаций: «Дом для мамы» (Москва), «Мамин домик» (с. Ельцы, Владимирская область), Социальный приют «Дом матери» в честь святой великомученицы великой княгини Елисаветы (г. Воронеж), Приют для женщин в сложной жизненной ситуации при храме преподобного Серафима Саровского (г. Волжский, Волгоградская область), Центр защиты материнства и детства в честь святых Петра и Февронии (г. Красноярск) и другие.
За помощью в церковные социальные службы обращаются женщины, оказавшиеся в кризисной ситуации; женщины с детьми, оставшиеся без крова из-за семейного конфликта, финансовых проблем, пожара и других причин; беременные женщины, которые по разным причинам находятся на грани совершения аборта, и другие категории лиц, нуждающиеся в поддержке.
В центрах, приютах, группах милосердия при храмах женщинам оказываются различные виды помощи: духовная, психологическая, социальная, юридическая, вещевая, помощь в восстановлении документов и решении жилищных проблем, оформлении детских пособий. В отдельных центрах открыты службы телефонов доверия.
В большинстве учреждений предусмотрена возможность предоставления временного приюта обращающимся туда женщинам. Вместимость приютов различна, составляет от 3 до 50 мест. Сроки пребывания также могут быть разными: от нескольких часов (в случае если женщине нужно просто где-то дождаться родственников) до нескольких месяцев (иногда до года). Как правило, при определении необходимого срока пребывания женщины в приюте, центре применяется индивидуальный подход. За это время ей оказывается помощь в восстановлении социальных связей, поиске различных путей для решения своих проблем. Женщинам помогают наработать или восстановить навыки, которые в дальнейшем позволят им зарабатывать себе на жизнь. При учреждениях работают швейные мастерские, курсы парикмахерского мастерства, компьютерные классы, разбиты приусадебные участки и т. д. В случае если подопечные за время пребывания в приюте находят работу, они также могут передать детей под присмотр в детский сад или ясли.
Интересным представляется опыт специализированного женского кризисного центра «Китеж», действующего на подворье Новоспасского ставропигиального монастыря в д. Милюково Московской области при храме Архангела Михаила с марта 2015 г. В центре помогают женщинам, которые оказались именно в ситуации домашнего насилия. О важности решаемой в данном учреждении проблемы свидетельствует тот факт, что обращения в храм за помощью стали поступать еще до открытия центра. По мнению руководителей центра, именно женщины, пострадавшие от домашнего насилия, сегодня наименее защищены. Для других категорий (для беременных женщин и уже состоявшихся мам, для несовершеннолетних девушек) довольно много служб поддержки и реабилитации.
В центр обращаются молодые мамы, у которых мужья избивают детей, женщины, испытывающие различного рода зависимость, и те, кто подвергается насилию со стороны родителей.
В центре женщины размещаются в благоустроенном двухэтажном здании, специально построенном и оборудованном для этой цели. Снаружи здание преднамеренно не обозначено никакими табличками, надписями. На первом этаже располагается большая кухня с игровым залом, где стоит телевизор и компьютер, комната психолога, санузел со стиральной машиной. На втором этаже — пять комнат (четыре маленьких и одна побольше, четырехместная). В каждой комнате двухъярусная кровать, комод, шкаф. Комната рассчитана или на двух женщин, или на женщину с ребенком. Тем, кто живет здесь, выдаются продукты, готовить нужно самим на общей кухне. Уборку в доме делают также постоялицы.
За время пребывания в центре у женщин появляется возможность пройти медицинское обследование, сделать анализы, восстановить при помощи социального работника недостающие документы. Не отказываются женщины, как правило, и от помощи психологов и священников. При необходимости привлекаются и другие специалисты.
По правилам в центр принимаются женщины с московской или подмосковной пропиской, но в экстренных случаях тут готовы разместить и жителей других регионов. В «Китеже» могут одновременно проживать до 12 человек в течение полугода.
Запрос на услуги центра очень велик, а возможности ограничены. Всего услугами центра в 2015 г. воспользовались 143 человека. Из них 53 женщины были устроены на проживание, остальные получили телефонную консультацию и при необходимости были направлены в другие центры. Партнерами по перенаправлению женщин являются государственные кризисные центры, находящиеся в Москве и Московской области («Дубки», «Надежда», «Спасение», приют «Люблино»), некоммерческие организации («Отказники», «Русская береза», «Теплый Дом», «Мамин домик», «Дом трудолюбия “Ной”», приют «Незнайка», а также церковный приют «Дом для мамы»). Были случаи сотрудничества с кризисным центром в Санкт-Петербурге и приютом «Радислава» в Минске.
Своей горячей линии в центре помощи «Китеж» пока нет, но помогают организации, где существует телефон доверия. Основным партнером центра является Всероссийский центр по предотвращению насилия «Анна». Центр «Китеж» часто оказывает и консультативную помощь, без проживания. Женщины обращаются за советом, потому что обычные семейные психологи зачастую не могут помочь.
Подавляющее большинство женщин, обратившихся за помощью, имеют одного или нескольких детей, и поэтому еще одним важным обстоятельством работы является наличие в центре детского психолога и педагога. Дети, попавшие в центр, травмированы как объекты или свидетели домашнего насилия и заново проходят социализацию с помощью специалистов, занятий игро- и арт-терапией, общением с домашними животными. Как правило, занятия уже в течение первого месяца дают результат.
В перспективах у создателей, руководителей, сотрудников центра открытие полноценного реабилитационного комплекса, где будут работать детский образовательный центр, «папа-классы» для будущих родителей, будет оказываться помощь страдающим от домашнего насилия пожилым людям, вестись профилактическая работа с обидчиками. Также планируется осуществление образовательных программ для священников из других приходов по вопросам работы с жертвами домашнего насилия.
Подобные проекты реализуются Русской Православной Церковью не только в больших городах. Церковная помощь доступна и жителям небольших населенных пунктов. Так, в г. Нерехте Костромской области 16 сентября 2011 г. был открыт приют «Светлица», задумывавшийся как кризисный центр для беременных и рожениц. Работа приюта «Светлица» направлена на сохранение семьи, защиту материнства и детства, противодействие абортам и разлучению мамы и ребенка по социальным показателям.
Проект реализует Костромская региональная общественная организация «Духовно-просветительский центр “Кострома”» на базе своего структурного подразделения Духовно-просветительского центра «Отрада» в г. Нерехте, совместно с Миссионерско-образовательным отделом Костромской епархии решая просветительские и социальные задачи.
Приют «Светлица» располагается в отдельно стоящем на территории ДПЦ «Отрада» здании, которое полностью приспособлено для проживания беременных женщин и женщин с новорожденными детьми. Вместимость приюта в соответствии с площадью здания (267 м2) рассчитана на одновременное проживание 12 женщин с детьми. За 5 лет работы помощь в приюте получили более 180 человек из г. Костромы, Костромской области, из семи регионов РФ, Узбекистана и даже трех стран дальнего зарубежья. В центр за помощью могут обратиться беременные женщины, стоящие на грани совершения аборта; матери с новорожденными, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию (насилие, отсутствие поддержки со стороны отца ребенка и родственников, материальная необеспеченность, депрессия и т. п.); малообеспеченные матери, не имеющие возможности нормального содержания ребенка (детей); матери-сироты, не имеющие жилья и средств к существованию; многодетные матери-одиночки, не получающие алиментов, находящиеся в крайне стесненном материальном положении.
Сотрудники организации не только решают социальные задачи (приютить, накормить, помочь родить и выкормить ребенка), но и стараются помочь наладить связи с семьей и примирить враждующих, а главное — содействовать духовному оздоровлению женщин, их воцерковлению.
Помощь женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации, в приюте «Светлица» оказывается по следующим направлениям:
- содействие в получении профессионального образования, специальности, правовых знаний и жизненных навыков;
- помощь в восстановлении документов;
- содействие трудоустройству женщин;
- содействие в восстановлении связей с собственной или родительской семьей;
- содействие (в случае необходимости) в получении собственного жилья;
- психологическая и медицинская помощь;
- помощь в разрешении ряда других проблем.
В приюте есть все необходимое для организации нормальной жизнедеятельности проживающих: большая игровая комната с игрушками, детскими книжками, телевизором и дисками с мультфильмами; гуманитарный склад одежды и обуви для женщин и детей (разные размеры для разных сезонов); детские коляски, ходунки, ванночки для купания; для молодых мам есть возможность научиться правильному уходу за ребенком, готовить, шить, вязать; в летнее время в теплицах проживающие выращивают для себя свежие овощи.
Одним из условий эффективности деятельности православных кризисных центров является их доступность. При поступлении в центр женщине нет необходимости доказывать свое право на получение помощи, как это происходит, например, в государственных учреждениях, где от женщины требуется наличие регистрации в данном регионе, наличие паспорта, свидетельства о рождении ребенка, информации о результатах медицинских анализов, справки о побоях, заявления в органы внутренних дел. В большинстве ситуаций, связанных с домашним насилием, это просто невозможно сделать: как правило, женщины внезапно оказываются на улице с детьми, без вещей и теплой одежды (а бывает, и без документов, которые муж прячет). Все осложняется еще и тяжелым психологическим состоянием, когда о факте насилия вообще трудно кому-либо рассказать.
Обращение в православные приюты и центры для женщин в данном случае является настоящим спасением. В них по возможности принимают всех нуждающихся, что способствует их быстрой адаптации, восстановлению здоровья, а в самых благоприятных случаях — восстановлению семьи.
Значительный позитивный опыт в сфере профилактики домашнего насилия накоплен Союзом сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата. Первые информационные и образовательные мероприятия, связанные с изучением проблем домашнего насилия, были реализованы его членами уже в 2006 г., а в 2009 г. был организован церковный приют для жертв домашнего насилия в г. Лида (Республика Беларусь).
Приют для женщин — жертв домашнего насилия начал свою работу с реализации проекта «Изучение проблемы домашнего насилия в Лидском регионе» с 1 декабря 2009 г. Приют — это место, где может проживать некоторое время женщина, пережившая домашнее насилие, со своими детьми, если ей и ее детям угрожает опасность — насилие.
Главная цель работы приюта — это предоставление возможности женщине и ее детям укрыться в экстренной ситуации, когда им угрожает опасность; предоставление социальных, психологических, духовных и доврачебных услуг, если это необходимо.
Условия проживания в кризисном центре максимально приближены к домашним. Для этой цели была снята квартира в центре г. Лида, постоянно закупаются по мере необходимости постельное белье, посуда и продукты питания для подопечных.
За время работы центра на круглосуточную горячую линию поступило 689 звонков, была оказана помощь в виде временного проживания 358 женщинам и 170 детям, организовано 92 консультации со специалистами (юристами, психологами, священниками, работниками здравоохранения). Сестричество тесно сотрудничает с Территориальным центром социального обслуживания населения г. Лиды и Лидским отделом внутренних дел. До мая 2013 г. Это был единственный в Республике Беларусь кризисный центр по оказанию круглосуточной помощи. На сегодняшний день это единственный центр в Гродненской области, где функционирует кризисная комната и работает круглосуточный телефон доверия.
Особую ценность представляет опыт работы центра не только с лицами, подвергшимися насилию, но и с агрессорами, для оказания помощи которым разработаны специальные программы. По мнению представителей центра, работа только с жертвами насилия может привести к их увеличению, а не наоборот. Если агрессор не отвечает за свои действия, если он не принимает ответственности за собственное поведение, он будет осуществлять агрессию с той же женщиной или какой-то другой. Если ему не помочь, он будет считать, что должна меняться женщина, а не он.
Программа состоит из 26 групповых занятий, которые проводятся еженедельно. Каждое занятие длится 75 минут. Группа, которой могут руководить женщина или мужчина, состоит из 10–15 мужчин. Они начинают свои занятия примерно в одно время. Кто-то посещает занятия добровольно, кого-то посещать занятия обязал суд. В случае если у участника программы отсутствует страховка, он оплачивает каждое занятие.
С каждым участником проводится предварительное тестирование, специалисты готовят психологический портрет участника. Каждый участник, посещающий занятия, должен добровольно подписать «контракт», в котором изложены правила участия в программе: каждый участник обязан посетить 26 занятий, позволяется только 3 пропуска; участник должен приходить на занятия вовремя — в случае опоздания он не допускается к занятиям (опыт показывает, что часто из-за нежелания посещать занятия участники приходят позже). Мужчины должны быть опрятно одеты и быть в трезвом состоянии. Если есть подозрение, что кто-то находится под воздействием алкоголя или наркотиков, его попросят уйти. Он может вернуться на следующей неделе в трезвом виде. Запрещено приносить на занятия оружие, на занятиях запрещено применение силы. Если участник начинает злиться, он должен оставаться на своем месте, ему помогут справиться с гневом конструктивным способом. Занятия носят конфиденциальный характер. Участники могут обсуждать вопросы, которые затрагивались во время занятий, но они не должны раскрывать информацию о других участниках. Также четко оговаривается, что если во время занятия участник угрожает расправой жене или кому-то еще, руководитель группы может предупредить жертву или полицию. Если речь идет об угрозе ребенку, руководители группы по закону обязаны предупредить соответствующие органы.
Большое внимание Союзом сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви уделяется информационному обеспечению деятельности центра и просвещению общества и священнослужителей по вопросам домашнего насилия. С этой целью создан и действует интернет-ресурс www.mirdomu.sestra.by.
Постоянно в бегущей строке Лидского телевидения проходит реклама «Социальная помощь жертвам домашнего насилия — у нас можно переночевать, наши телефоны…»
Союзом сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви подготовлено «Руководство для церковных социальных служб по организации помощи пострадавшим от домашнего насилия». В пособии представлена теоретическая база и дана практическая информация относительного того, как работать с проблемой домашнего насилия. В пособии приводится обширный материал для тренинговой работы в виде заданий для работы в малых группах, игровых и творческих занятий. Данное пособие было представлено во время работы круглого стола «Церковь и проблема домашнего насилия», состоявшегося 22 января 2015 г. в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Одним из итогов круглого стола стало принятие решения о подготовке методических материалов, информирующих о том, что такое домашнее насилие и как работать с его жертвами; о том, в какие профильные организации можно обращаться за помощью и для приходов Русской Православной Церкви.
Говоря о социальном служении Церкви в сфере помощи пострадавшим от семейного насилия, необходимо помнить, что оно заключается не только в оказании безвозмездной помощи нуждающимся, но и в их духовном просвещении.
Важно понимать, что любая попытка решить проблемы домашнего насилия связана с очень деликатной сферой внутрисемейных отношений. Государству, общественным организациям трудно вмешиваться в эту сферу, не затрагивая естественные права на личную и семейную тайну.
Церковь обладает уникальными средствами влияния на климат в семейных союзах своих чад. Исповедь, окормление духовника и участие семьи в приходской жизни является своего рода залогом того, что если в брачном союзе возникнет напряжение, способное привести к насилию, то оно может быть заблаговременно снято продуманными действиями пастыря.
Церковным средством, с помощью которого также можно заявить о недопустимости домашнего насилия, является проповедь.
Исповедь и проповедь в деле предотвращения домашнего насилия способны быть хорошим средством профилактики и реагирования внутри самой Церкви.
Сложность решения проблем, связанных с оказанием помощи пострадавшим, испытывающим насилие в семье, связана с ее продолжающимся табуированием, многие жертвы не решаются говорить о домашнем насилии открыто. Кроме того, часто жертвам домашнего насилия практически некуда идти со своей бедой: уровень доверия к полиции невысок, меры, которые могут предпринять полицейские, ограниченны; обратиться к психологам не всегда возможно: либо у человека нет доверия к таким специалистам, либо они недоступны.
В такой ситуации именно Церковь и различные церковные организации могут оказать человеку поддержку, стать проводником между жертвой насилия и органами правопорядка, социальными службами и психологами.
Важным условием осуществления церковной социальной деятельности является предупреждение формирования у обращающихся за помощью иждивенчества. Нуждающемуся необходимо не только оказывать реальную помощь, но и помогать в поиске правильного жизненного пути, в преодолении греховных пристрастий, а также в налаживании связей с профильными государственными службами, ибо социальное служение Церкви не должно подменять собой ответственность государства в социальной сфере.
Библиографический список
- Домашнее насилие в России // Коммерсантъ. — 2015. — 24 авг. — № 33 [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/2794440.
- Емельянова Е. В. Женщины в беде. Программа работы с жертвами домашнего насилия. — СПб., 2008.
- Ерусланова Р. И. Насилие в семье: учеб. пособие / Р. И. Ерусланова, К. В. Милюхин. — М., 2010.
- Жизнь без насилия: материалы науч.-практ. семинара «Домашнему насилию — НЕТ!». — СПб., 2009.
- Красилов В. И. Насилие в эволюции, истории и современном обществе. — Томск, 2010.
- Мир дому: руководство для церковных социальных служб по организации помощи пострадавшим от домашнего насилия и проведению информационных и учебных мероприятий, направленных на укрепление семьи, профилактику и предотвращение насилия в семье / А. В. Банько, О. А. Голомако, Е. Е. Зенкевич и др. — Минск, 2014 [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.mirdomu.sestra.by/ images/doc/Posobie_DN_2014-2015.pdf.
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — 2008 [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/ text/419128.html.
- Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. — 2008 [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html.
- Петрова Р. Г. Гендерология и феминология: учеб. пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2009.
- Проблемы домашнего насилия // Российский круглый стол по религиозному образованию и диаконии [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.catgallery.ru/rondtb/diaconia/domestic-abuse.
- Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е. Н. Волковой. — СПб., 2008.
- Социальное служение Русской Православной Церкви: мультимед. учеб. пособие / под ред. прот. В. Хулапа, И. В. Астэр. — СПб.: СПбГИПСР, 2014 [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: social-orthodox.info.
- Фурманов И. А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. — СПб., 2007.