Сирийские мистики замечают, чем один день отличается от другого
Максим Калинин
Источник: "Познание-Медиа"
JESUS-PORTAL.RU. 19 декабря. Елена Дорофеева (Портал «Иисус»). Новый формат встреч в Общецерковной аспирантуре может теперь составить конкуренцию иным популярным московским лекториям. В понедельник в ОЦАД прошел первый вечер цикла «Мистика. Взгляд изнутри» Культурно-просветительского центра «Познание», посвященный малоизвестному наследию христианских подвижников Востока.
Реплики-вопросы ведущего Леонида Платонова заостряли внимание на трудных терминах рассказа молодого ученого Максима Калинина – филолога, специалиста по древнеарамейскому языку. Источники, которые он цитировал, написаны на классическом сирийском языке – разновидности арамейского.
Лекцию о духовном опыте древних христиан Востока вряд ли можно было назвать более поэтично: «Звезды в полуденном небе: как месопотамские мистики видели Бога».
Мистика в христианском понимании
Максим Калинин скромно сравнил свою работу с персонажем одного из романов Мураками – шифровальщик, транслируя тексты, не удостаивается понять смысл этой информации. «Чем больше я вчитываюсь в древние сирийские тексты, тем более я понимаю, что их опыт – это огромная высота. И я, как филолог, стремлюсь быть достоверным, с тем, чтобы тот, кто может это понять, понял бы глубже», – сказал Калинин. Тем не менее, он смело проводит параллели высказываний древних сирийцев с апостольскими посланиями, с Евангелием, с трудами Игнатия Брянчанинова. «Мне в жизни встречаются люди, которые имеют опыт некоего погружения в себя, опыт, который удивительным образом соответствует тому, что было написано 1400 лет назад совершенно в другом регионе», – добавил ученый.
- География и время, о которых идет речь:
«Это теория нынешнего Ирака и Западного Ирана; VII-VIII, отчасти IX век. Произошло невиданное во всей истории христианства, если только не сравнивать с первыми его веками, явление – сильное мистическое возрождение. Это произошло в Церкви Востока, которая охватывала весь Ирак, территорию нынешней восточной Турции, северную часть Сирии, а после арабского завоевания Церковь продвинулась дальше на восток – дальше Ирана, до Афганистана и Китая. Это явление оказало большое влияние на другие деноминации сирийского христианства, а также и на православную традицию в лице Исаака Сирина. Скажем, Григорий Палама, одна из ключевых фигур в истории православного богословия, находился под очень сильным влиянием Исаака Сирина».
- Чем маг отличается от мистика?
«Магия имеет дело с закономерностями, она пытается оказать влияние на действительность, используя те или иные законы.
Мистик открывается действительности Божественной, он не пытается перегнуть ее своей волей, он открыт тому опыту, который ему дается Богом. Его цель – подготовить себя для встречи с Всевышним.
Мистики – это люди, которые попытались исполнить Библию в той мере, в которой мы не можем ее исполнить. У всех религий есть свои внешние традиции. Однако, можно существовать в традиции, можно следовать правилам, но при этом не испытывать переживаний тех вещей, о которых эта традиция говорит. Христос сказал: «Я с вами все дни до скончания века». Что это – метафора или реальность? Можно ли ощущать себя так, что это реальность, что Христос действительно присутствует в этой общине? И нашлись люди, которые сказали: «Да. Мы это пережили». Эксклюзивность их опыта – уход в пустыню, отречение от всего. И они получили! Свой опыт они описывают как счастье, как радость, переживая которую они могли сказать: «Да. Это стоило того, чтобы все оставить». Библия для мистиков – постоянный предмет созерцания, предмет чтения, тот трамплин, с которого они ныряли в бездну этого опыта, когда приходит состояние, когда прекращаются мысли, порывы человека, и он вступает в новую фазу сознания. Он чувствует Того, кто за страницами Библии стоит. В этом смысле этот эксперимент достоин нашего внимания».
- В чем предмет любви? Как ты можешь любить человечество, если ты от людей удалился?
«На это меня одна коллега спросила: «Неужели родственники жены нагрянули, что ты стал об этом говорить»? Действительно, бывает, издали любить легче. Но сирийские мистики достигали такой степени погруженности в Божественное, что ими двигала внутренняя просветленность, как по апостолу Павлу – в христианстве нет ни эллина, ни иудея. Состояние «я хуже всех» – не ложное смирение, а открытость Божественному свету, который априори дается человеку при рождении, но становится явным в следовании закону Божиему».
- Чего нам, живущим в миру, не хватает?
«Иосиф Хаззайя написал текст о трех степенях монашеского бытия, где он описывает, условно говоря, путь от «офиса» до единения со Святой Троицей – от его государственной службы в халифате до внутреннего огня, когда он жил в пустыне. Есть достаточно описаний. Другое дело, нужно наше творческое усилие, соучастие, чтобы это понять. В этом смысле важно то, что мистики говорят о концентрации ума, отринуть блуждание мысли о суете. Мистики созерцали и видели Божественный свет. А мы не можем уйти от своих мыслей и не замечем, чем один день отличается от другого. Как минимум, мистики могут научить нас этой концентрации».
Цитаты:
Иосиф Хаззайя: «Счастлив тот, кто вошел в сокровищницу внутри себя и увидел звезду, которая восходит в сердце». Образы мистицизма: звезда – тайна нового века, свет Святой Троицы, помышления о творениях; Солнце – свет Христа.
Исаак Сирин: «Подобно вспыхивающей молнии, если уместно такое сравнение, некие таинственные прозрения возникают и возбуждаются в разуме его. И тотчас сердце его взрывается радостью».
Исаак Сирин: «Знаю человека, который ощущает вкус этих вспышек молний. Но хотя таинственное прозрение мгновенно проносится через разум его и удаляется, тем не менее, вспышка радости от этого прозрения и вкус его длятся долго, и тишина спустя долгое время бывает разлита в мышлении его».
Максим Калинин – заместитель главного редактора издательского дома «Познание», научный сотрудник ОЦАД, старший преподаватель Московской духовной академии. Специалист по древнееврейскому и древнеарамейскому языкам. Получил диплом по русской филологии, затем учился в аспирантуре Института Восточных культур и античности РГГУ (ныне при ВШЭ), где изучал сирийский язык. Занимается историей арамейских языков от ранних памятников до настоящего времени.
Для портала «Иисус» лектор пояснил, что у мистиков, о которых идет речь, – «классический сирийский язык – один из арамейских языков, который хорошо засвидетельствован большим корпусом текстов. Часто его называют языком Иисуса, и это отчасти верно, классический сирийский язык похож на язык Иисуса». По его словам, фразы Христа на арамейском сирийцы в Евангелии даже не переводили. «Хотя со временем скопились некоторые фонетические отличия, – уточняет Калинин. – В настоящее время есть более 40 арамейских языков, которые имеют признанную письменность. Наша задача как филологов – все это описать, проследить их историю – до времени арабского завоевания, когда создавались корпуса на классическом сирийском языке, на самаритянском армейском языке, на иудейском, вавилонском, палестинском».
Отвечая на вопрос об источниках текстов для изучения, Калинин рассказал, что пользуется фондами Британской библиотеки, Парижской национальной библиотеки, библиотеки Гарвардского университета. «К счастью, многое выкладывается онлайн», – говорит он. В частности, считавшийся утраченным фрагмент рукописи Иосифа Хаззайи был обнаружен после публикации онлайн фондов Ватиканской библиотеки. А американский сайт Hill Museum & Manuscript Library публикует сотни, если не тысячи, ближневосточных рукописей. «Но то, что рукописи опубликованы и даже описаны, не отменяет необходимости их изучать», – говорит ученый.