Семейное образование
Мы публикуем на портале мнения экспертов относительно семейного обучения. На наши вопросы ответила Елена Федоровна Шичалина, известный педагог с многолетним опытом работы, кандидат филологических наук, директор Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина — одной из наиболее авторитетных школ Москвы.
— Елена Федоровна, сейчас семейное обучение набирает всю большую популярность, в том числе у православных родителей. Они видят в семейной форме образования возможность оградить детей от нежелательного влияния. Насколько оправданным вам представляется такой подход?
— Желание оградить своих детей от разных влияний вполне понятно. Однако родители, выбирающие форму семейного образования, движимы и другими мотивами. Например, они хотят:
- оградить детей от некоторых современных требований массовой школы: электронных досок, дневников, работы с компьютером в начальной школе;
- избежать слишком большого количества детей в классе, инфекционных заболеваний, дурных слов;
- не общаться с педагогами, которые не устраивают по той или иной причине.
С недовольством родителей относительно всех этих моментов трудно спорить.
Выбрав семейную форму образования, родители берут на себя непосильный труд подготовить детей в конечном счете к государственным экзаменам — так как любая программа предполагает с самого начала последовательное изложение материала и постепенное его накапливание. Подготовка к экзаменам с пробелами в материале начальной и средней школы крайне затруднена. Большинство родителей не владеет правильной методикой преподавания. Если им кажется, что они с легкостью справляются с программой начальной школы (которая, на мой взгляд, особенно требует профессиональной подготовки), то к шестому-седьмому классу почти все родители признают, что их компетентности недостаточно, чтобы продолжать обучение детей. К сожалению, многие упущения оказываются невосполнимыми.
Есть и другие сложности. После семейного обучения дети часто оказываются социально неадаптированными. Им трудно в классе, потому что они, с одной стороны, жаждут общения, которого не получили вовремя, а с другой стороны, не умеют правильно выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками. Воспринимать объяснение материала в присутствии большого числа детей им тоже бывает трудно.
Участники движения за семейное обучение занимаются, как им кажется, благим делом: приспосабливают учебники для самостоятельного образования. Мне кажется, что общение с профессиональным педагогом, который доброжелательно относится к детям, не может быть заменено никаким самоучителем. Просто потому, что мы не должны отделять образование от воспитания. Когда ребенок оказывается только в кругу своей семьи со своим самоучителем, важная составляющая образования и воспитания — трезвый взгляд на ребенка, не родительский, а со стороны, — отсутствует. Большинство таких детей, к сожалению, просто не умеет себя вести. Я говорю об обычной ситуации. Бывают всегда исключения.
— То есть родитель не может заменить учителя, даже если у него есть педагогический талант, даже если он сам профессиональный педагог? Родительская и учительская функции не совместимы в одном лице?
— У Ксенофонта (ок. 430 г. до Р.Х. — ок. 356 г. до Р.Х.) в произведении «Воспитание Кира» приводятся персидские законы, касающиеся образования и воспитания. Уже древние персы понимали, что после пяти лет ребенка нужно отдавать в школу, потому что родители не являются для него авторитетом в этом вопросе. Практически никакие родители не могут заниматься со своими детьми. Даже если они педагоги и умеют работать с другими детьми, со своими им заниматься крайне трудно, потому что дети воспринимают их как родителей, а не как педагогов. А родители воспринимают их по-прежнему как детей, а не как учеников. Это приводит к серьезным конфликтам.
В настоящее время существует много разных частных школ, в том числе православных, которые решают проблемы массовой школы.
Беседовал Максим Калинин
Смотрите также: Владимир Басенков «Семейное обучение: путь к свободе». Автор статьи рассматривает семейное обучение как возвращение к образовательным традициям, рассматривая преимущества этой системы обучения и способы преодоления существующих «подводных камней».
В продолжение дискуссии смотрите эксперное мнение Любовью Клебанской, матери одиннадцатилетнего мальчика, которая перевела своего сына на семейное обучение.