Религия забитых: тату и христиане
Цифры свидетельствуют о росте популярности нанесения чернил под кожу (в 2003 г. — 14%, в 2008 г. — 16%., а в 2012 г. хотя бы одно тату имели уже 21%)[1]. Значительная часть медийных персон, артистов, профессиональных спортсменов носят заметные татуировки. Но популярность той или иной культурной тенденции не означает, что она хороша. Как христиане, мы должны быть мудрыми (Мф. 10:16) и соотноситься с Библией во всем.
Делать татуировку — грех? Что говорится в Библии о татуировках?
Коротко говоря... ничего. По крайней мере, ничего определенного. Библия не дает никаких конкретных ссылок на татуировки, как мы их понимаем в наше время.
Левит 19:28 и тату идолопоклонников
Разбираясь в вопросе тату, можно наткнуться как на лояльное отношение, так и ригористический настрой. Оба этих подхода, однако, вводят в заблуждение, поскольку Библия не регламентирует практику введения чернил под кожу для формирования постоянных изображений, узоров или надписей, также известных как татуировки.
Некоторые христиане осуждают все татуировки как аморальные, потому что Бог запрещает их в книге Левит (19:28). Поскольку слово «татуировка» действительно встречается в этом стихе, аргумент кажется убедительным.
Другие христиане говорят, что этот отрывок больше не относится к ним, потому что ветхозаветный закон для иудеев, но не для христиан. Если подходить к текстам Писания буквально, то современные христиане не должны есть мясо, «в котором еще есть кровь»[2] (Лев. 19:26) и «не должны подрезать волосы на голове, которые растут с обеих сторон лица, и не должны стричь бороды свои по краям»[3] (Лев. 19:27), а также исполнять еще много подобных ветхозаветных предписаний Закона.
Так является ли нанесение татуировки формой языческого идолопоклонения, все еще запрещенного Богом сегодня?
Современный перевод гласит: «Не делайте нарезов у себя на теле в память об умерших и не накалывайте на себе татуировку».
На рубеже 1906-7 гг. в Санкт-Петербурге в Управлении главного врачебного инспектора МВД рассматривали прошение «О разрешении Е. П. Вахрушеву заниматься татуированием», что свидетельствует о росте интереса к татуированною в России лишь к началу ХХ в. То есть российская общественность не было широко знакома с явлением тату. Можно предположить, что Синодальный перевод Пятикнижия, выполненный в 1868 году (почти за 40 лет по появления первого тату-салона в России), ближе к буквальному значению: «не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». Однако слово «нарезы» относится к вписанным или выгравированным символам или словам и используется только в этом отрывке. Слово «письмена», также используемое только здесь, имеет неопределенный корень, поэтому сложно наверняка сказать, что это слово означает.
Основанием для принятия этого закона послужило то, что Израиль, спасенный от рабства, находился между Египтом и Ханааном. Недавние археологические раскопки показывают[4], что, хотя в Египте делали татуировки, они наносились только женщинам. Данные свидетельствуют о том, что нанесение татуировок на части женского тела, связанные с фертильностью (грудь, бедра и живот), считалось оберегом для удачи при родах[5]. У женщин также часто были отметки богини плодородия Бес (Бэз, Бесу, Беза), что, похоже, подтверждает эту теорию.
Татуировка мумии из поселения Дейр эль-Медина, Египет
Источник: Novate
В Ханаане вмеcто татуировок применялись более жесткие меры скарификации[6], такие как клеймо, порезы или соскребание кожи. Археология, подкрепленная библейскими текстами, указывает на то, что ханааниты обычно резали свои тела в ритуальных целях (1 Цар. 18:28), чтобы оплакать умерших и почтить богов. Левит 19:28, похоже, подразумевает это, говоря: «Не делайте нарезов у себя на теле в память об умерших и не накалывайте на себе татуировку».
Думается, в свете этой информации из Египта и Ханаана Бог запрещает скарификацию, а не татуировку, какой мы ее знаем сегодня.
Исайя 49 и татуировки Бога.
Я имя твое написал на руке Своей, Я думаю о Тебе непрестанно (Ис. 49:16).
ἰδοὺ ἐπὶ τῶν χειρῶν μου ἐζωγράφησά σου τὰ τείχη καὶ ἐνώπιόν μου εἶ διὰ παντός
В Исаия 49:15-16 Бог заверяет Свой народ, что подобно тому, как кормящая мать не может забыть своего ребенка, так и Бог не может забыть своих детей. И Господь решает использовать иллюстрацию, которая способна удивить. Он протягивает руки и говорит: «Я имя твое написал на руке Своей, Я думаю о Тебе непрестанно»[7]. Скорее всего, это отсылка к своего рода татуировке — метке, сделанной несмываемыми чернилами. Конечно, у Бога нет настоящих рук, и поэтому у Него под кожей нет настоящих чернил. Но суть достаточно ясна. Он использует символ, который поймет его народ, и, по сути, говорит: «Как Я могу забыть тебя, когда Я нанес твое имя на руку?! Я даже ничего делать не могу, не вспомнив о тебе и обещаниях, данных тебе».
Американская актриса Деми Ловато
Источник: Unsplash
Некоторые ученые даже предполагают, что иудеи начали татуировать свои руки, чтобы напомнить себе о храме и Господе[8].
Знаки, связанные с языческим богословием и практикой, были запрещены. Но татуировки, удаленные из идолопоклоннического контекста, являются всего лишь культурным артефактом.
Татуировка на бедре Иисуса?
На бедре у Него и на белом одеянии было написано Его имя: «Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19:16)[9].
καὶ ἔχει ἐπὶ τὸ ἱμάτιον καὶ ἐπὶ τὸν μηρὸν αὐτοῦ ὄνομα γεγραμμένον· Βασιλεὺς βασιλέων καὶ κύριος κυρίων
Гораздо более вероятнее, что в этом стихе идет речь о титуле «Царь царей и Господь господствующих», написанном на одежде, а не на коже ноги. Автор книги Откровение пишет, что имя было написано на Его одеянии и бедре, и, скорее всего, нижняя часть одежды, покрывающая область бедра, содержала надпись титула. Я еще не встретил ученых, которые бы утверждали, что речь идет о татуировке.
Но и заявить наверняка, что надпись на бедре не является татуировкой, вряд ли кто-либо сможет.
Бежать делать тату?
Хотя в Библии не содержится ясного отрывка, касающегося татуировок, вряд ли существует разрешение на необузданное нанесение татуировок. По-прежнему необходимо подумать, прежде чем наносить чернила под кожу. Особенно если ты христианин. Ниже приведены вопросы, которые помогут вам обдумать решение.
Модификация
Поскольку Библия прямо не запрещает татуировки, существуют ли какие-либо ограничения? Мы знаем, что наше тело не наше собственное, а храм Духа Святого (1 Кор. 6:19-20). Меж тем храмы:
Монастырь Воронец, Румыния
Источник: search.creativecommons.org
Библия высоко оценивает тело как на дело рук Божьих, которое не должно быть изуродовано. Сегодня есть возможность постоянно модифицировать свое тело, чтобы больше походить на животных или фантастических существ, чем на людей, которые одни созданы по образу и подобию Божию. Мы должны спросить себя, как сильно мы можем изменить свое тело, чтобы оно соответствовало нашим желаниям, не деформируя при этом красоту человеческой формы, какой ее сделал Бог.
Мотив для татуировки
Зачем делать татуировку? Если тату — протест против родителей, то это явно неприемлемо (Еф. 6:1-3). И хотя художественное самовыражение может быть приемлемым, основным мотивом для всего, что мы делаем, должно быть прославление Бога (1 Кор. 10:31). Это означает стремление почтить и привлечь внимание к Творцу, а не к себе. Сделать татуировку для свидетельства может быть приемлемо, но, вероятно, стоит помнить, что это не самый главный и не самый эффективный способ керигмы. Ты не выполнишь «великое поручение Христа» (Мф. 28:16-20) просто сделав татуировку библейского стиха.
Скромность
Треть (33%) взрослых с перманентными чернилами под кожей говорят, что татуировка заставила их почувствовать себя сексуальнее. Примерно треть она заставляет чувствовать себя привлекательнее (32%). Четверть опрошенных (27%) говорят, что тату заставляет их чувствовать себя более строптивыми[10].
Одно из определений скромности в словаре В. Даля звучит так: «не ставящий личность свою наперед, не мечтающий о себе»[11]. Хотите ли вы направить мысли людей к Богу или к себе? Татуировки часто акцентируют внимание на определенных участках тела и заставляют задуматься об этой части тела. Трудно поверить, что кто-то с «печатью бродяги» (tramp stamp, татуировка на нижней части спины) действительно стремится направить мысли людей к Богу. Критерий скромности способен заставить задуматься о размере и местоположении татуировок и даже избежать их нанесения.
Рынок труда
Захотят ли работодатели нанять вас? 76% компаний не хотят, чтобы ваша татуировка была видна. И это может помешать вам занять вакансию[12]. Многие работодатели требуют прикрывать изображения на теле, потому что они не являются социально приемлемыми с точки зрения бизнеса.
Message
Что в себе есть такого, о чем стоит рассказать миру? Татуировки – это мощный «message», который автоматически передает то, что вы цените. Они, скорее всего, останутся на всю жизнь. Зачастую необдуманные изображения на теле называют «татуировка разочарования / сожаления» (tattoo regret) [13]. По мере взросления есть вероятность пожалеть о своих татуировках, потому что вы переросли их и изменили свои ценности.
Деньги
Тату – наиболее ли мудрое использование денег? Мы ответственны перед Богом за то, как мы используем наши деньги. Важно также помнить, что удаление дороже, чем стоимость татуировки.
Медицинские проблемы
Татуировки представляют реальный риск для здоровья. The Mayo Clinic предупреждает: «Не относитесь к татуировкам легкомысленно». Они приводят к тяжелым аллергическим реакциям, инфекциям, неприглядным рубцам и передаваемым через кровь заболеваниям, таким как гепатит В и С. Татуировки преднамеренно открывают кожу и подвергают ее воздействию неизвестных бактерий. Тату-салоны не являются медицинскими клиниками, хотя они прокалывают кожу и взаимодействует с кровью.
Источник: Unsplash
Стоит подумать, прежде чем наносить чернила под кожу. Не принимайте это решение поспешно или опрометчиво. Можно обратиться к вопросам, чтобы обдумать свое решение. Обсудите с людьми, которым вы доверяете.
Мне не удалось найти статистику тату по России. Если вы знаете — оставляйте ссылки на источник в комментариях.
[1] Согласно данным исследования Pew Research Center, татуировки стали чем-то вроде товарного знака для миллениалов — почти четыре из десяти (38%) имеют по крайней мере одну татуировку. Поколения X не сильно отстают: 32% респондентов, рожденных до 1964 г., заявили, что у них есть татуировка. Только 15% поколения «бэби-бума» и 6% поколения 50-х гг. ХХ вв. носят тату.
Более того, одной татуировки недостаточно для многих миллениалов. Одну татуировку имеют 31% татуированных миллениалов, половина из них имеет от двух до пяти и 18% имеют шесть и более. Миллениалы без высшего образования охотнее идут к тату-мастерам, чем их сверстники, закончившие университет (47% против 30%).
Среди взрослых в возрасте 30 лет и старше, имеющих татуировки, процент значительно ниже — почти половина (47%) имеют лишь одну и только 9% являются обладателями шести и более татуировок. Среди взрослых мужчин и женщин татуировки распространены одинаково.
Нет никаких доказательств того, что татуировки являются одной из форм политического выражения для миллениалов. Однако политическая идеология связана с наличием татуировки. Среди опрошенных американцев, которые относят себя к либералам, 43% имеют татуировку, в то время как среди консерваторов перманентный рисунок на коже содержится у 32%.
Вне зависимости от возраста большинство людей предпочитают не демонстрировать тату. На вопрос, видны ли обычно их татуировки, подавляющее большинство миллениалов и более старшее поколение (72%) ответили, что это не так. Среди тех, у кого есть хотя бы одна татуировка, 70% миллениалов и 73% людей в возрасте от 30 лет и старше утверждают, что их татуировки обычно не видны. Мужчины чаще, чем женщины, имеют татуировки, которые видны всем (23% против 13%). Эта закономерность прослеживается во всех возрастных группах. На вопрос «видны ли их татуировки», примерно одна из десяти татуированных женщин ответили, что это зависит от одежды, которую они носят.
В дополнение к татуировкам, многие миллениалы предпочитают менять свой внешний вид с помощью пирсинга. Почти четверть миллениалов (23%) говорят, что у них имеется прокол в месте, отличном от мочки уха. В этой связи миллениалы опережают все другие поколения. У каждого десятого (9%) из тех, кто родился в период с 60-80 годов ХХ века, есть пирсинг, в то время как у людей в возрасте 55 лет и старше таких лишь 1%. Молодые женщины гораздо чаще, чем молодые мужчины, имеют пирсинг: 35% женщин в возрасте до 30 лет имеют пирсинг где-то, кроме мочки уха, по сравнению с 11% мужчин.
[2] Синодальный: «Не ешьте с кровью».
[3] Синодальный: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей».
Особого интереса заслуживает тот факт, что запрет на надрезы и наколки на теле содержатся в той же главе, что и запрет на вкушение мяса с кровью и регламентацию стрижки бороды и волос.
[4] Huehnergard J., Liebowitz H. The Biblical Prohibition Against Tattooing // Vetus Testamentum, Vol. 63, Fasc. 1, 2013, pp. 59-77.
[5] Tattoos. The Ancient and Mysterious History.
[6] От лат. scarificare — надрезать, царапать. Механическое повреждение поверхностных слоев кожи.
[7] Синодальный: «Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною».
[8] Jamieson R., Fausset A. R., Brow, D. Commentary Critical and Explanatory on the Whole Bible
[9] Синодальный: «На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих"».
[10] «Tattoo Takeover: Three in Ten Americans Have Tattoos, and Most Don’t Stop at Just One»
[11] «Толковый словарь живаго великорусского языка Владимiра Даля»