Празднование Пятидесятницы: что нужно знать
В самый день праздника Пятидесятницы вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов — событие, описанное в Деяниях апостольских (см.: 2, 1–13). Раскрывая значение праздника в проповеди на Пятидесятницу, святитель Григорий Богослов пишет:
Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие, наступление обещанного срока, исполнение надежды. И как велико и как досточтимо таинство! Оканчиваются телесные дела Христовы, лучше же сказать, дела Его пришествия в теле... а начинаются дела Духа. Что же относилось ко Христу? Дева, рождение, ясли, повитие пеленами, прославляюшие Ангелы, приходящие пастыри, падение звезды, поклонение и дары волхвов, Иродово детоубийство, Иисус, убегающий в Египет, возвращающийся из Египта, обрезанный, крещеный, свидетельствуемый свыше, искупаемый, побиваемый камнями для нас (см. Ин. 10:32), которым нужно было дать образец злострадания за слово, предаваемый, пригвождаемый, погребаемый, воскресавший, возносящийся1Григорий Богослов. Слово 41, 5, 1-7; SC 358, 324. (Творения. Т. 1. С. 578)..
Слова и мысли святителя воспроизводятся в богослужебных текстах. Здесь о Пятидесятнице говорится как о «попразднственном» и «конечном» празднике, поскольку он завершает длинную чреду праздников, связанных с воспоминанием всех основных событий земной жизни Христа и Его спасительного дела начиная от Рождества. Пятидесятница — это исполнение обетования, начало новой жизни Церкви:
Пятдесятницу празднуим, и Духа пришествие, и предложение обещания, и Попразднственный вернии, и конечный праздник празднуим светло, сей есть Пятдесятница, обещания исполнение и предложения: в сей бо огнь Утешителев сниде на землю, яко в виде язык, и ученики просвети, и сия неботаинники показа. Свет прииде Утешителя, и мир просвети3Триодь цветная. |
Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие, и наступление обещанного срока и исполнение надежды. И как велико, и как досточтимо таинство! Поэтому и взываем к Тебе: Создатель всего, Господи, слава Тебе. Послепраздничный и последний праздник отпразднуем торжественно, верные. Это Пятидесятница, исполнение того, что было обещано и задумано, ибо в этот день огонь Утешителя сошел на землю в виде языков, просветил учеников и посвятил их в небесные тайны. Пришел свет Утешителя и просветил мир. |
Еще на Тайной Вечери Христос обещал ученикам, что пошлет им «иного Утешителя», Который наставит их на всякую истину (Ин. 16:13). В день Пятидесятницы это обещание Учителя сбылось. Сошествие Святого Духа на апостолов стало подлинным днем рождения новозаветной Церкви, потому что Святой Дух превратил простых галилейских рыбаков в апостолов, даровав им мудрость и дерзновение для проповеди Христа распятого и воскресшего. Григорий Богослов говорит о действии Святого Духа:
Этот Дух 一 ибо Он премудр и человеколюбив 一 возьмет ли пастуха овец, делает его псалмопевцем, отгоняющим злых духов, и провозглашает царем Израильским (см.: 1 Цар. 16:12-23), возьмет ли пастуха коз, соделывает пророком (см.: Ам. 7,14): вспомни Давида и Амоса! Берет ли мальчика одаренного, делает его судьей старейшин, невзирая на возраст: свидетельствует об этом Даниил, победивший львов во рву (см.: Дан. 13, 45-60). Найдет ли рыбаков, уловляет их для Христа, а они весь мир обнимают сетью слова: возьми Петра, Андрея и «сынов громовых», прогремевших духовными громами. Найдет ли мытарей, приобретает в ученики и делает купцами душ: об этом говорит Матфей — вчера мытарь, а сегодня евангелист. Найдет ли пламенных гонителей, изменяет ревность и делает Савлов Павлами, обращая их к благочестию настолько же, насколько прежде были они обращены к злу4Григорий Богослов. Слово 41,14,14-28. SC 358, 346. (Творения. Т.1.С. 584)..
Вслед за святым Григорием богослужебные тексты праздника Пятидесятницы говорят о многообразных благодатных и чудотворных действиях Святого Духа. Он — Свет от Света и Огонь от Огня — был в изобилии дарован апостолам, через них всей Церкви, а через Церковь всей вселенной:
Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный...5Триодь цветная. Дух Святый бе убо присно, и есть, и будет: ниже начинаемь, ниже престаяй, но присно Отцу и Сыну счинен и счисляемь; Живот, и животворяй; Свет, и света Податель, Самоблагий и источник благостыни; Имже Отец познавается, и Сын прославляется, и от всех познавается, едина сила, едино счетание, едино поклонение Святыя Троицы6 Триодь цветная. Пятидесятница. Утреня. Стихира на хвалитех.. Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им |
Все подает Дух Святой: источает пророчества, создает священников, научил мудрости неграмотных, сделал рыбаков богословами, собирает весь собор церковный. Дух Святой был всегда, и есть, и будет: Он не имеет ни начала, ни конца, но всегда пребывает в одном чине с Отцом и Сыном: Жизнь и Животворящий, Свет и Податель света, Благой Сам в Себе и источник благости. Через Него Отец познается и Сын прославляется, и все познают единую силу, единое сочетание, единое поклон ение Святой Троице. Благословен Ты, Христос Бог наш, сделавший премудрыми рыбаков через ниспослание на них Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе. |
Чудо Пятидесятницы состоит в том, что люди, разделенные по национальному, языковому и расовому признаку, действием Святого Духа приводятся в единство. Разделение людей на нации и рассеяние народов произошло, согласно Библии, в результате вавилонского столпотворения (см.: Быт 11:6-8) и было наказанием за грех безбожного строительства, за попытку достичь неба земными средствами. Строительство вавилонской башни навсегда осталось символом построения социальной системы без Бога: единодушие людей в безбожном предприятии неизбежно ведет к разделению между ними и к разрушению самого предприятия. Задачей Церкви всегда было преодоление всяких разделений, существующих на человеческом уровне, и достижение единства при помощи благодати Духа. Сопоставляя вавилонское столпотворение с Пятидесятницей, святитель Григорий Богослов пишет:
Конечно, достойно хвалы и древнее разделение языков, когда злостно и безбожно единогласные строили башню, на что и сейчас дерзают некоторые; ибо разделение языков разрушило и единомыслие, и само предприятие. Но гораздо большей хвалы заслуживает чудо, совершающееся ныне. Ибо рaзделение, излившеся нa многих от единого Духа, опять приводит всех в согласие8Григорий Богослов. Слово 41, 16, 1-7. SC 358, 350. (Творения. Т. 1. С. 585)..
Мысли святителя находят отражение в богослужебных текстах, в которых сошествие огненных языков на апостолов в день Пятидесятницы также противопоставляется смешению языков при вавилонском столпотворении:
Языцы иногда размесишася, дерзости ради столпотворения; языцы же ныне умудрившася, славы ради боговедения. Тамо осуди нечестивыя погрешением; зде просветил есть Христос рыбари Духом...9Триодь цветная. Пятидесятница. Великая вечерня. Стихира на стиховне. Егда снизшед, языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа10 Триодь цветная. |
Некогда языки смешались из-за дерзкого строительства 6aшни, ныне же языки умудрились ради славы познания Бога. Там Он осудил нечестивых за прегрешение, здесь Христос просветил рыбаков Духом... Когда Всевышний сошел и смешал наречия, Он разделил народы, когда же Он раздавал огненные языки, то призвал всех к соединению, и теперь мы вместе славим Всесвятого Духа. |
В праздник Пятидесятницы многократно повторяется молитва Святому Духу, которая не читалась в течение всего пасхального периода. Эта молитва в Православной Церкви получила исключительное значение, так как с нее начинается всякое богослужение и всякое молитвенное правило:
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Боже души наша11Триодь цветная.Пятидесятница. Великая вечерня. Стихира на стиховне. | Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде присутствующий и все исполняющий, Сокровище благ и Податель жизни, приди и вселись в нас, и очисть нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. |
В течение всего пасхального периода церковный Устав предписывает не преклонять колен. В праздник Пятидесятницы верующие вновь становятся на колени, воздавая поклонение всем Лицам Святой Троицы:
Во дворех Твоих воспою Тя Спаса мира, и преклонь колена, поклонюся Твоей непобедимей силе, вечер, и утро, и побудне, и на всякое время благословлю Тя Господи12Триодь цветная. Пятидесятница. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах».. | Во дворах Твоих воспою Тебя, Спасителя мира, и, преклонив колена, поклонюсь Твоей непобедимой силе. Вечером и утром и днем и во всякое время буду благословлять Тебя, Господи. |
Преклоняют вся Утешителю колена, Сыну же Отчу, Отцу срасленному, в Лицех бо видешa трегубых Существо истинное, неприкосновенное, безлетное, единое: возсия бо свет благодать Духа13Триодь цветная. Пятидесятница. Утреня. Канон 2-й. Песнь 4.. | Все преклоняют колена перед Утешителем и перед Сыном Отца, во всем сродным с Отцом, ибо все увидели в трех Лицах Сущность истинную, неприкосновенную, вневременную, единую, ведь как свет, воссияла благодать Духа. |
В русской традиции праздник Пятидесятницы получил наименование «дня Святой Троицы», поскольку Святая Троица в этот день прославляется в богослужении особым образом. Троичный догмат наиболее полно излагается в стихире «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», исполняемой на вечерне перед малым входом. В других стихирах и тропарях также многократно говорится о поклонении Троице:
Троицу Единосущную песнословим, Отца и Сына, со Святым Духом: тако бо проведашa вси пророцы, и апостоли с мученики14Триодь цветная. Пятидесятница. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах».. | Троицу Единосущную восхвалим в песнях — Отца и Сынa со Святым Духом, ибо так проповедали все пророки, апостолы и мученики. |
Свет Отец, Свет Слово, Свет и Святый Дух, Иже во языцех огненных апостолом послася. И Тем весь мир просвещается Троицу почитати Святую15Триодь цветная. Пятидесятница. Утреня. Экзапостиларий.. | Свет Отец, Свет Слово, Свет и Святой Дух, Который в виде огненных языков был послан апостолам. Им весь мир научается почитать Святую Троицу. |
Пятидесятница как день сошествия Святого Духа на апостолов, «день рождения Церкви», является завершением подвига «домостроительства» спасения человеческого рода, совершенного Христом. Краеугольным камнем Церкви является Сам Христос, и врата ада не могут одолеть ее (см.: Мф. 16:18). Основанная Христом на земле, Церковь призвана продолжать Его дело — вести людей ко спасению. Более того, она сама является Телом Христовым (см.: Еф. 1:23; 4:2; Кол. 1:18), членом которого становится каждый спасенный человек. Соединение спасенных людей в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь стало возможным благодаря воплощению, страданиям, смерти и воскресению Спасителя. Искупительный подвиг Христа простирался на все человечество, а не только на избранных, потому и Церковь существует не для избранных, но для всех людей: она обладает вселенским измерением. Как говорит протопресвитер Иоанн Мейендорф,
Бог Слово воспринимает наше естество, чтобы спасти всех... Отождествляя Себя с нищим, слабым, гонимым, то есть со всем падшим человечеством, Он ведет его к жизни и радости... Результатом Его воскресения является Кафолическая Церковь, собирающая всех в его воскресшее Тело16Мейендорф. Человечество Христа. С. 41. Курсив автора..
Будучи вселенской, всеобщей, всеобъемлющей, универсальной, Церковь любовью и памятью объемлет не только своих членов, но и всех тех, кто находится за ее пределами. Подобно Самому Богу, не оставляющему Своей любовью никого, в том числе и находящихся в аду, Церковь Христова обращена любовью и молитвой ко всякому человеку. В Церкви все живы, из ее памяти никто не вычеркнут. Именно потому на вечерне в праздник Пятидесятницы читаются особые коленопреклонные молитвы «о иже во аде держимых»:
Христе Боже наш, смерти узы нерaзрешимыя и заклепы адовы рaсторгнувый, лукавых же духов множество поправый... во ад сшедый и вереи вечныя сокрушивый, и во тьме седящим восход показавый, началозлобнаго же и глубиннаго змия богомудростным льшением уловивый, и веригами мрака связавый в тартаре и огни негасимом... Сам убо Владыко всех, Господи Боже наш... Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник, очишения убо молитвенная, о иже во аде держимых сподобивый приимати... услыши нас смиренных, и Твоих раб моляшихся, и упокой души рабов Твоих прежде усопших, отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание и учини духи их в селениях праведных, и мира и ослабления спо-доби их; яко не мертвии восхвалят Тя Господи, ниже сушии во аде исповедание дерзнут принести Тебе...17Триодь цветная. Пятидесятница. Вечерня. Коленопреклонная молитва 3. | Христос Бог наш, разрушивший нерасторжимые узы смерти и замки́ ада, попраший множество лукавых духов... сошедший во ад и сокрушивший вереи вечные, показaвший свет сидящим во тьме, злоначального и глубинного змия поймавший богомудрым обманом и связавший его цепями мрака в тартаре и огне неугасаемом... Ты Сам, Владыка всего, Господи Боже наш, в этот всесовершенный и спасительный праздник соизволивший принимать молитвенные ходатайства о находяшихся в аду... услышь нас, смиренных рабов Твоих моляшихся, и упокой души рабов Твоих прежде усопших, там, откуда отбежала всякая болезнь, печаль и воздыхание, и всели души их в селениях праведников, и удостой их мира и отдохновения, ибо мертвые не восхвалят Тебя, Господи, и находяшиеся в аду не дерзнут принести Тебе исповедание... |
Молясь «о иже во аде держимых», Церковь исходит из того, что Бог, Который хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим. 2:4), может изменить участь тех, кто оказался в аду, как Он уже это сделал однажды, сойдя в преисподнюю и выведя оттуда умерших. Для милосердия Божия нет никаких препятствий, кроме свободной воли человека. В конечном итоге Сам Бог умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит (1 Цар. 2:6), а потому Он может вывести из ада находящихся там. Веру в эту возможность Церковь черпает, прежде всего, из пасхальной вести о победе Христа над смертью и адом, которая проходит, как cantus firmus, через богослужебные книги Православной Церкви.