Правда или милость
Размышление о нескольких сирийских текстах
«Слава Праведному, властвующему в благости Своей!» — восклицает прп. Ефрем Сирин в 10-м гимне о рае. Правда, kęnūṯā, и благость, ṭaybūṯā, — эта пара постоянно появляется в сирийской литературе. Иногда правда и благость Божии описываются как две сестры, сменяющие друг друга; иногда — как силы, конкурирующие друг с другом, так что благость однажды поглощает правду. Так, Иосиф Хаззайа, восточносирийский автор VIII в., восклицает:
Ведь я поместил, братья мои, на весы своего ума правду и благость, и была правда по отношению к благости, как частица песка по отношению к великой горе. И была поглощена правда благостью и милосердием, и стала как бы ничто.
Мемра о природе Сущего
Прп. Ефрем Сирин, как мы видим, стремится «уравновесить» эти качества, и все же осторожно обращает взгляд к милости: Бог — праведный Владыка, отношение Которого к миру в конце концов оборачиваются милостью.
Разные пути
Разумеется, сирийские авторы не говорили о конфликте божественных свойств. Речь идет о разных откровениях Бога, которые люди воспринимают в разных своих состояниях, на разных уровнях. И понимание того, на каком уровне в данный момент находится человек или человечество, становится для них отправной точкой в решении многих богословских вопросов.
Вот почему это так. В Библии мы находим тексты, свидетельствующие и о божественной правде, и божественной благости. Часто эти свидетельства соседствуют. Прочтите под этим углом книгу пророка Михея: как резко обличения сменяются там обетованием милости, а потом снова обличением, а потом снова провозвестием надежды! Посмотрите, как пророк Иезекииль в первой части своей книги говорит о славе Божией, покидающей Иерусалимский храм (и теперь он обречен на уничтожение), а во второй части предсказывает возвращение славы в будущий храм. А книга пророка Ионы — и вовсе пример того, как пророк, уверенный в Божией милости, спорит со Всевышним, Который сначала посылает его возвестить Свой суд, а потом милует людей.
Сальватор Роза. «Пророк Иона проповедует ниневитянам», фрагмент
Источник: Wikimedia Commons
Этот перечень можно продолжить. В книге Второзаконие мы видим торжество принципа справедливости (но здесь же есть заповеди, побуждающие кредитора проявить милость, если справедливость угрожает жизни человека) . В Нагорной проповеди Христа — торжество принципа милости. Можно ли соединить эти представления?
Удивительную попытку сделать это мы находим в «Книге степеней» — сирийском христианском памятнике рубежа IV–V вв. Он адресован в первую очередь к аскетам, которых неизвестный автор именует «совершенными», но также и к мирянам, названным «праведными».
Автор этой книги обращается к метафоре семьи, в которой есть дети разного возраста. Хозяйка дома не может кормить одинаковой едой трехмесячного младенца и тридцатилетнего мужчину. Эту аналогию можно продолжить: часто разные дети в семье нуждаются в разных подходах к питанию, к примеру, у кого-то есть медицинские ограничения. Подобно этому, Церковь предлагает Своим детям разные тексты Священного Писания — в зависимости от их возраста и состояния.
По этой причине так же и Господь наш и Его глашатаи — а они путеводители для каждого человека — предписывают тридцатидневному [ребенку]: «Не ешь с прелюбодеями и не общайся с развратниками, расточителями, злословящими (layyāṭę) и всеми, чьи дела злы» (см. 1 Кор. 5:9–11). А тридцатилетнему они говорят: «Возьми немощь болящих, будь всем для всех и не говори о ком-либо, что он язычник (ʔarmāy), или нечистый, и злой, хотя бы это и было так» (см. Рим. 15:1, Деян. 10:28)
Книга степеней. Мемра 12
Не все могут пойти путем милости. Этот путь приятен на слух, но на практике требует от человека большой работы и риска. Не все могут быть открыты человеку, чье поведение противоречит христианским нормам жизни. И Священное Писание дает наставления и тем, кто способен идти путем милости, и тем, кто пока не способен на него.
Таким образом, автор «Книги степеней» признает наличие в Священном Писании нескольких этических стратегий, не пытаясь подогнать одну под другую.
«Дети веры» и «дети любви»
Лукас Кранах Старший. «Иисус и женщина, взятая в прелюбодеянии»
Источник: Wilimedia Commons
Вместе с тем, он не считает, что Библия имеет внутренние противоречия. Подобно тому, как мы желаем всем своим детям достичь здоровой зрелости, так и Церковь желает всем своим детям достичь опыта любви. Евангельская любовь — то состояние, к которому в идеале должны прийти все читатели Библии.
Любовь — это ключ к Библии со всеми ее сложными текстами. Этот ключ невозможно получить из чисто теоретического изучения Священного Писания. Человек находит его, как сокровище, в ежедневном усилии милости. Когда человек читает Библию из опыта любви, все расставляется на свои места.
Автор «Книги степеней» отмечает, что не всем христианам его времени был по сердцу такой подход. Он говорит, что среди христиан есть «дети веры» и «дети любви». Первые ставят впереди всего свою ревность о благочестии. Они не церемонятся с язычниками и инакомыслящими — и с большим подозрением относятся к тем христианам, кто идет путем милости, то есть к «детям любви».
Он приводит такой пример. «Дети любви» мягко общаются с язычниками и добиваются успехов в проповеди христианства «Дети веры» агрессивно относятся к язычникам, даже если те составляют большинство. Язычники отвечают агрессией в ответ, и «дети веры» радостно принимают страдания от них.
И те, и другие служат Богу, говорит автор «Книги степеней». Но путь «детей любви» выше, потому только любовь дает человеку полноту знания.
При этом может случаться даже так, что «дети веры» преследуют «детей любви»: христиане-ревнители считают, что проповедники милости недостаточно внимательны к своей вере.
Исследователь христианского Востока Д. Ф. Бумажнов замечает, что традицию «Книги степеней» продолжает прп. Исаак Сирин. Застав период раздоров в Омейядском халифате в конце VII в., прп. Исаак тоже описывает конфликт между христианами, придерживающимися принципа праведности, и христианами, следующими милости. В 65-м трактате Первого собрания он пишет о монахе, которого побуждают вынести суждение о преступнике. Из контекста повествования ясно, что люди ожидают от подвижника авторитетного строгого слова и будут очень недовольны, если аскет начнет преступника защищать.
И тут прп. Исаак говорит удивительные слова: б-хуллаh нафшах этпаррас да-тшаузвиу. Сирийский глагол этпаррас образован от слова пурса, означающего «способ». Фраза прп. Исаака означает следующее: «Всей душой своей найди способ спасти его». И затем добавляет: «…даже если придется умереть за него».
Что значит «умереть»? От чьих рук?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, кто мог позвать монаха в качестве авторитетного свидетеля. Весьма вероятно, что речь идет об общине, которая не хотела обращаться в мусульманское судопроизводство и планировала устроить суд самостоятельно. Монах при этом был авторитетной инстанцией, которая могла бы санкционировать приговор.
Это значит, что погибнуть монах мог от руки самих же христиан, который он разочаровал своим решением по поводу преступника, оставив неудовлетворенным их чувство справедливости. История, описанная в «Книге степеней», повторяется спустя три века.
Значит ли это, что Исаак Сирин отменяет систему правосудия? Нет. Он указывает на тех, кто за правосудие отвечает, — но добавляет, что монах в этой ситуации не сохраняет нейтралитет, а всеми силами просит о помиловании («пусть примет наказание через других; что касается тебя, то через тебя пусть придет на него добро»). Судебная власть в этой ситуации отвечает за строгость, а Церковь становится свидетельницей божественной милости.
Социальную модель Исаака Сирина можно было бы описать словами из рассказа «Письмо» А. П. Чехова: «…наказующие и без тебя найдутся, а ты бы для родного сына милующих поискал».
Правда и любовь в нашей жизни
Многие из нас оказываются в ситуации, когда у них есть возможность выбрать позицию милующего вместо позиции наказующего. Представим себе такой случай. Родителя вызывают в школу. Несколько учителей в его присутствии порицают ребенка. Последний действительно виноват. Но родитель не присоединяется к хору обвиняющих (пусть справедливо обвиняющих) голосов, а поддерживает ребенка, насколько это возможно. Или, по крайней мере, говорит: «Я побеседую с ним об этом дома». Ребенок почувствует, что он любим, несмотря ни на что. Почувствует, что есть люди, которые не обвинят его, а помогут ему. Мне часто доводилось оказываться в подобной ситуации, и в школу я сам приходил, как на защиту курсовой работы. И теперь, когда сын успешно проявляет себя в школе, я не жалею ни об одном из тех состязаний милости и правды, в которые превращался каждый мой приход в школу.
Подобная ситуация может сложиться и на работе, когда сотрудникам задают вопросы об их коллеге в надежде собрать о нем негативные отзывы. Легко поддаться здесь желанию выглядеть в глазах руководства хорошим на фоне другого человека, но пример Исаака Сирина снова побуждает выбрать доброе слово вместо злого.
Бывают и ситуации, когда человек имеет возможность высказаться в поддержку осужденного, например, дать о нем публичное свидетельство, если видит, что доброе имя человека порицается напрасно. Одна из подобных ситуаций прямо сейчас разворачивается на наших глазах. По обвинению в оправдании терроризма была арестована театральная режиссер Евгения Беркович. Она находится в положении, при котором ей почти невозможно вымолвить слово в свою защиту и ответить тем, кто высказывается о ее деятельности. Ситуация усложняется тем, что произведения современного искусства часто с трудом поддаются очевидной интерпретации, и каждый может увидеть в них то, что привлекает или, напротив отталкивает и тревожит его. Здесь, в публикации, посвященной правде и милости, мне важно засвидетельствовать о Евгении несколько вещей. Первое: она воцерковляется. Евгения ходит в церковь при СИЗО и открывает для себя мир Православия. Второе: она замужем, и слухи о том, что она придерживается нетрадиционной ориентации, не имеют оснований. Третье: она не алкоголик. Четвертое: Евгения нежно относится к своим приемным дочерям Ане и Кире. При этом Аня с тяжелыми ментальными особенностями, и она может не выжить без матери. Пятое: Евгения не имеет отношения к политике и не планирует вовлекаться в политическую жизнь, в частности, делать какие-либо политические заявления. Я горячо надеюсь на то, что это свидетельство милости найдет отклик у тех служителей правды, в чьих руках сейчас судьба Евгении Беркович.
Бывает так, что человек сомневается, помочь ли другому материально, будет ли это справедливо. Здесь вспоминается еще одно изречение Исаака Сирина: то, как ты говоришь с человеком, с каким лицом на него смотришь, окажется еще большим даром милости, чем материальная помощь. Часто люди нуждаются в уважительном отношении — в признании того факта, что они, здесь и сейчас, нужны и важны.
Пример Николая Чудотворца
Биччи ди Лоренцо. «Святой Николай, дарующий приданое»
Источник: The Metropolitan Museum of Art
Сегодня Православная Церковь совершает память святителя Николая Чудотворца. В его образе удивительно сплавились представления многих поколений христиан о правде и милости. С одной стороны, у всех на слуху позднее предание о том, как свт. Николай дал оплеуху еретику Арию. С другой, для широкого круга людей свт. Николай — бесстрашный защитник обездоленных.
Не все творения Исаака Сирина были известны на Руси. В частности, рассуждение из 65-го трактата, которое я пересказал, не вошло в греческий, а соответственно и в церковнославянский перевод его текстов. Но удивительный факт: образ свт. Николая Чудотворца, каким его полюбило русское религиозное сознание, близок к тому описанию, что мы находим у прп. Исаака Сирина. Свт. Николай предпочитает тайно помочь обезумевшему от отчания отцу, а не обличить его «в лоб» за ужасное решение — принудить своих дочерей торговать телом. Он не отказывается проделать большой путь, чтобы помочь осужденному. А еще есть русское народное предание, по которому свт. Николай не гнушается замарать своих риз, чтобы помочь крестьянину вытащить лошадь из трясины.
Какой путь выбрать
Соотношение правды и милости свое в сердце каждого человека, здесь нет универсального рецепта. Каждый несет в сердце раны от обид, а возможно, имеет и тех, кто обижается на него самого. Многим путь милости кажется неосуществимым и рассыпающимся при столкновении с жизнью. Но тексты пророков, апостолов и таких подвижников, как Ефрем Сирин и Исаак Сирин, свидетельствуют о том, что рано или поздно милость превозмогает. И это дает надежду, что путь милости, индивидуальный и по-своему болезненный для каждого человека, приведет идущего по нему к ясному ощущению правильно сделанного выбора.
Свое размышление я хотел бы завершить словами, многим из вас знакомыми. Посмотрите на них с точки зрения соотношения правды и милости и вы удивитесь, насколько изящно великий пророк переходит от обличения ко всеобщему утешению:
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Ис. 58:6–8