Покров Пресвятой Богородицы. Праздник христианского государства
Историческая часть
В 10 веке, во время одного из многочисленных нападений на Константинополь вражеской армии, город укрылся в пригороде Влахерны. В соборе Богородицы люди провели ночь в молитве. Там юродивый Андрей узрел ведение: вместе с сонмом святых Богородица молилась на коленях у престола Сына о городе, потом встала с колен, сняла головной покров (мафорий, который в русской передаче ошибочно превратился в омофор — атрибут епископского сана) и распростерла его над городом. Город был спасён!
Праздник начинается с парадоксов.
Первый парадокс: вспоминаемые события произошли в Византии, но в Греческой Церкви этого праздника нет. Празднует его только Русская Церковь.
Второй парадокс: мы даже не знаем точной даты этого события. По всей вероятности, первым, кто ввел праздник в церковный календарь, был князь Андрей Боголюбский, весьма почитавший святого Андрея юродивого. Возможно, праздник был установлен по случаю взятия князем Волжской Булгарии. Историк Александр Доброклонский (1999, 69) говорит, что впервые Покров встречается в русских святцах во второй половине 13 века. Однако всероссийское значение Покров приобрел только при Иване Грозном: в этот день он взял Казань.
Почему Византия «забыла» это событие? Таких «Покровов» там было множество. Константинополь постоянно был на риске гибели, и постоянно появлялись знамения милости, которые были связаны с храмом, иконой или видением. То есть, если праздновать все такие события, то «Покрова» будут продолжаться круглый год. «Общим» воспоминанием всех милостей, явленных Константинополю, был день «субботы Акафиста», то есть, 5-ая суббота Великого Поста.
Почему Русь празднует это событие? По двум причинам:
Нападающей стороной, возможно, были русичи. Как увидим ниже, в теологической семантике эти детали имели фундаментальное значение.
Летописи говорят, что юродивый Андрей был русичем. Он молился о победе греков над своими соплеменниками-язычниками.
Теология праздника
Празднование Покрова Пресвятой Приснодевы выделяется своей теологией. Большинство праздников имеют «сотериологическое» значение, то есть, связаны с историей нашего спасения во Христе. При этом они не имеют никакого отношения к «государственному» вопросу. Благовещение и Рождество, Крещение и Пасха не соотносятся с существованием христианского государства.
Праздник Покрова (как, например, и 4 ноября, спасение Москвы от польско-литовских интервентов силами ополчения с Казанской иконой Богородицы) прочно связан с теологией «христианского государства». Оба события — и спасение Константинополя после молитвенного бдения во Влахернах, и установление этого праздника на Руси после покорения Боголюбским Булгарии (Иваном Грозным Казани) — связаны с идеей строительства земной христианской империи. В первом случае речь идет о спасении оплота этой империи — Константинополя, который официально называл себя «городом Богородицы». Во втором случае мы имеем пример «военной экспансии» не просто ради присоединения новых земель к Царству Московскому, но и с целью просвещения иноверцев Светом Евангелия. Даже в вопросе присоединения земель ключевое понятие тут — «христианское царство».
Но почему именно праздник Покрова установили по случаю взятия Казани, и какое отношение он имеет к истории Руси? Если присмотреться, перед нами глубокая символика: в «том самом» событии во Влахернах нападающей стороной были русичи, а в городе молился другой русич — Андрей, Христа ради юродивый. О победе греков над русичами-язычниками молился русич-христианин. И Русь празднует это событие. Вдумаемся! Празднует победу над своими предками-язычниками, ведь благодаря этой победе Русь впоследствии приняла христианство.
Именно этот урок, видимо, Иван Грозный и иерархия Церкви хотели преподнести татарам: мы сами рады, что в свое время были побеждены греками. Теперь и вы порадуйтесь, что мы побеждаем вас. Ведь благодаря этому вам так же открывается через победителей дорога и ко Христу, и к культурной интеграции в христианскую цивилизацию. А потому, дорогие казанцы, не злословьте татаров-кряшенов, которые раньше вас приняли христианство и молились о покорении вашего ханства христианским царем.
В наше время христианство испытывает немалые трудности с исповеданием «имперской теологии». Государственные политики часто заигрывают с Церковью, предоставляя ей широкое поле возможностей, но только в тех направлениях, которые выгодны секулярному государству. Тем не менее, этим праздником Церковь исповедует, что и в строительстве «земного града» христианство может служить главной зиждущей силой. Отсутствие полноценной христианской ориентации в государстве становится причиной того, что желание Церкви доминировать вызывает у одних злобу, а у других насмешки. Но как бы ни изменился мир, Церковь крепко помнит: христианское государство – это не иллюзия, а факт, подтвержденный многовековым существованием Византии и Руси.
Литература
Доброклонский 1999 = Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М. Крутицкое Подворье, 1999