Покаяния несть во мне?
Человеку тяжело признавать свои ошибки. Во-первых, это страшно. Во-вторых, больно. В-третьих, раскаяние переворачивает с ног на голову то, к чему мы так привыкли. Покаяние выступает не просто набором формальных действий с надеждой на «изменяющую» благодать. «Перемена ума» требует желания и действенного изменения жизни, исходящего от нас лично.
Выход из зоны комфорта
Приверженность к абсолютно любому греху можно сравнить с вредной привычкой. Например, с курением. Каждая затяжка отравляет организм, вызывает желтые налет на губах, убивает рецепторы в полости рта, приводит к заболеваниям дыхательно-легочных путей. Изо рта курильщика смердит табачным перегаром. Некурящим людям это пристрастие не в радость. Да и сам любить подымить не выглядит счастливым.
Грех похожим образом отражается на жизни человека: радости нет, грудь придавлена незримым камнем, отношения с людьми не назовешь хорошими, взгляд потухший. Грех мешает самореализации человека, выраженной в соединении с Богом.
Психологи характеризуют привычку как способ поведения, который в определенный момент становится для своего носителя потребностью, вне зависимости от положительного или отрицательного характера. И грех-привычку, в таком случае, можно сравнить с наркотиком, разрушительным, но желанным.
Один мой знакомый за рулем своего авто не мог и метра проехать спокойно, чтобы не возмутиться другими участниками дорожного движения. Я искренне не понимал, чем он недоволен. Но тяжко было находиться с ним рядом в такие моменты. Да и в нем самом чувствовалась какая-то глубокая тоска и печаль, потерянность, скрываемая за маской грубости, ворчливости и презрения к окружающим. В душе у знакомого не было мира, и, подсознательно вроде бы понимая это, он продолжал разрушать себя с каждой новой каплей гнева.
Другой знакомый в течение некоторого периода просто убивал время за просмотром сериалов и компьютерными играми. Да, в жизни был непростой период, и он был убежден, что надо просто подождать, и все само собой наладится. Но праздность приводила лишь к усилению внутренней печали. На замечания знакомый реагировал слабо. Сбросить с себя навалившееся бремя он уже не мог, просто потому что привык. Его спасли церковные таинства. Игры ушли из жизни, сериалы теперь редки. Удивительно, как долго человек может терпеть то, к чему привык, как бы пагубно на нем это ни отражалось.
Покаяние по своей природе выглядит неким радикальным шагом, сломом реальности, нестандартным творческим ходом и выходом из губительной зоны комфорта. Но как переступить через привычку? Человека пугает неизвестность. Да, он уже привык страдать, жить в состоянии легкой или не очень апатии. Его отношения с людьми выстроены с учетом этих привычек. Наверное, вы не раз замечали, как родные дома или коллеги на работе с удивлением, и не всегда радостным, встречали перемены в вашем поведении. Они сами привыкли к тому, что вы молчаливы и не особо приветливы. Или наоборот, ждут от вас едкой шутки или постоянной болтовни. Их привычка к вашей привычке также стоит на страже «стабильности» среды.
Отказ от греха требует от человека не только усилия воли, но и внутренней честности. Тяжелее всего признаться себе в совершенном «промахе». Это снова вопрос зоны комфорта, пребывая в которой, мы отказываем себе и в потере привычного спокойствия (на самом деле – застоя). Поговорить с самим собой – тоже подвиг. Как обычно бывает? Люди доводят себя до состояния зомби, привыкают к регулярно повторяющимся режимам. Становятся ни холодными, ни горячими. И живут уже на автопилоте. Мысли касаются моментов незначительных. Думы о переменах в себе, конечно же, требуют серьезного усилия воли. Если подобные мысли и приходят, они вроде бы сопровождаются каким-то вздохом надежды (похоже, душа начала просыпаться), но тут же гасятся внутренним «завтрамэном»: «Да, это все хорошо, мне надо поменяться, сходить в храм на исповедь, но…. потом».
Покаяние – это личностный рост. Признание собственных ошибок позволяет стать лучшей версией себя. Отказ от анализа запускает неизбежный процесс хождения по одному и тому же кругу. Это духовный загон. Выйти из него возможно, только пересмотрев свое отношение ситуации и греху, который мешает стать ближе к Богу.
«Царство Небесное силою берется» (Мф. 11:12). Ленивая природа, увы, часто одерживает верх над человеком. Он все понимает, но просто гибнет в отказе поработать над собой.
Но есть и моменты, когда грех становится фактором не просто комфортного, а «успешного», по заблуждению человека, существования. Избавляться от качества, которое помогает жить? Это не про современника, которому нужно «умирать» в гонке по карьерной лестнице и брать от жизни все, не прикладывая особых усилий.
Удар по самоуверенности
Традиция воздавала славу, хвалу и почести Богу, тогда как модерн – человеку. Ницшеанский сверхчеловек с комплексом собственного превосходства ворвался в секуляризованную реальность и стал новым объектом поклонения. Восторг начали вызывать харизматичные лидеры разного уровня. Счастье – в земном благоденствии. Радость стала заключаться в хорошей жизни сейчас или через несколько лет, а главное, ее стало можно купить. Слава, деньги, внимание противоположного пола – базовые потребности современности. Глубоко задумываешься, а может, и впрямь мы живем в постхристианском мире? Христианство изучается, рассматривается, становится поводом для дискуссий, но редко – образом жизни. Положа руку на сердце, трудно сопоставимым с реальностью.
И речь совсем не о радикальных или маргинальных лозунгах порвать с миром и жестко себя ему противопоставить. Сложившееся положение вещей, общественных отношений, организация пространства и быта, иерархия ценностей (гласных и не очень) способна перемолоть, деформировать внутренний мир христианина. Дело не во внешнем, а в сокрытом. Соблазн – как бы сильно это слово не отдавало высокопарностью или елеем – постоянно ставит человека перед внутренним выбором.
Вот он, мир людей. С дорогими вещицами и возможностями, которые дают деньги. Со славой, вниманием и тысячами лайков в соцсетях. С дифирамбами, угодническим заискиванием и лестными речами. Мужчинами, женщинами и животными инстинктами, ложно преподносимыми как необходимый элемент личной силы. И, кажется, что обладатель всего этого… счастлив. Не иллюзорно, в другом измерении, в «светлом будущем», а уже сейчас.
Морковка на удочке для ослика, подвешенная перед глазами наивного животного, заставляет его двигаться вперед. Образ морковки – «сокровища» мира, за которыми люди устремляются в надежде на обретение счастья. Одурманенный человек строит царство временного благоденствия без благоденствия, тратя жизнь и костенея в собственном безумии.
Но люди уверены, что закон «с волками жить – по-волчьи выть» является аксиомой выживания среди себе подобных. Делай как все – и будет тебе счастье. А ожесточение, мстительность, самопревозношение – удобные защитные и наступательные социальные механизмы в деле достижения целей. Лишиться привычных инструментов межвидовой борьбы равносильно проигрышу в гонке за успех, капитуляции и обречении себя на страдания.
Страх рождает страх. Страх смерти толкает человека на поиск ответов, но не всегда верных. Каин жутко испугался после убийства Авеля, но вместо покаяния принялся искать самостоятельный выход из ситуации внутренней нестабильности, без Бога. Построил город, надеясь, что так он будет защищен. Трансгуманисты сегодня ищут лекарство от смерти, но в науке, а не в Боге. Их устраивает этот мир, его ценности и качество отношений между людьми. Они перестали слышать в себе голос Бога, значит, перестали различать временное и вечное. Зачем каяться? Это настолько сложно и экономически неэффективно… Нет, мы найдем выход и попытаемся придумать такую реальность, которая сделает нашу привычку жить вечной…
Покаяние, решительность признать свой «промах» в деле духовного совершенствования обнажает немощь и слабость, к которой самоуверенный разум может оказаться не готов. А в раскаянии вся иллюзорная личная сила человека нивелируется. Он видит свое духовное несовершенство и ему становится страшно. Что дальше – довериться Богу или вернуться туда, где голос Творца не слышен, но естество, терзаемое грехом, находит мнимое успокоение?
Грех – преграда на пути к Богу
Что можно назвать подлинным счастьем, кроме единства с Богом? «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), – говорит нам Иисус Христос со страниц Священного Писания.
Грех в человеке формирует преграду к воссоединению с Богом, вполне реально ощутимую. Краски жизни сгущаются, чувство безысходности, даже мастерски камуфлируемое, основательно окапывается в глубине души человека, а невидимый груз незримо давит на плечи. Покаяние помогает сбросить с себя греховные оковы, вздохнуть полной грудью и по-новому увидеть привычный мир. В исповеди Сам Бог дает нашим сердцам помощь в перезагрузке от «вредных» духовных пристрастий.
Избавление от греха напоминает выздоровление от болезни, которая тяготила и портила жизнь исступленной мукой. Выздоровев, мы наполняемся сил и способны радоваться. Вслед за покаянием, обнажившим человеческое несовершенство, неизбежно приходят силы и светлое чувство немого восторга. Духовный мир невидим, но настолько ясно ощущаем, что его трудно спутать даже с высококачественной иллюзией.
Настоящая радость начинается внутри человека, и рождается она также внутри. Только решение изменить себя, встать на путь любви и уподоблению Богу дает силы и подлинное счастье. Жизнь коротка, порой короче, чем нам может показаться. Сама мысль о смерти дисциплинирует и заставляет скорректировать собственную иерархию приоритетов. Ради чего стоит жить? Наверное, ради того, что наиболее основательно. В случае с человеком это лишь его душа.
Царство Небесное есть иная духовная реальность, и начинается она уже сегодня, здесь, в наших сердцах. Анализ внутреннего состояния есть этап уже описанной честности с самим собой: а где я нахожусь в духовном эквиваленте? Насколько близким или далеким я чувствую себя по отношению к Богу? Или, по крайней мере, чувствую ли я, что мне стоит приложить больше усилий для приближения к Нему? Может, стоит отложить излишние амбиции, пренебрежение ближними и попытаться перефокусировать прицел ценностей с земных благ на вечные?
Современнику тяжело каяться. Духовные ориентиры мира, хоть и внешне переплетены с Божественными, на деле лишь искажают, а то и прямо подменяют подлинные добродетели. Попав во власть страстей, формирующих чувства собственной важности, успеха и безопасности, очень тяжело оторвать пригвожденный к земле разум и принять евангельские истины о вечной жизни.
Выбор всегда есть. Желая оставаться христианином, мы имеем возможность встать на путь любви к Богу, своей душе и ближнему. И с помощью Создателя, через покаяние, духовное совершенствование, достигнуть подлинного счастья, которое будет длиться вечно. И да поможет нам Бог.