С чего начинается патриотизм?
Портал «Иисус» публикует экспертное мнение по вопросам патриотического воспитания, которые затронул митрополит Волоколамский Иларион в своем выступлении на передаче «Церковь и мир». Свой комментарий на эту тему предоставила Любовь Николаевна Духанина, общественный и политический деятель, депутат Государственной Думы, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям».
Вопрос о том, каким должно быть патриотическое воспитание, всегда вызывает дискуссию: кто должен и может определять, на что завтра будут ориентироваться сегодняшние дети.
Система ценностей передается нам от предыдущих поколений. Осознанно или нет, мы опираемся на них, когда прокладываем собственный путь. Для ребенка естественно любить и ценить свою семью, дом, родные места. Из рассказов старших он узнает о прошлом семьи, края, о том, как и ради чего жили люди задолго до нас. Дети прикасаются к традициям и часто следуют им задолго до того, как оказываются в состоянии проникнуться их глубинным смыслом. По мере взросления у ребенка появляются знакомые и друзья, детский сад и школа, и однажды он понимает, что живет не просто в деревне или в городе, а в огромной стране с богатой историей. И с этого момента начинает формироваться его позиция как гражданина.
Дети по-разному определяют для себя патриотизм. В конце прошлого года совместными усилиями ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» было опрошено более 2500 школьников от 13 до 18 лет. Большинство ребят ответили, что патриотизм проявляется в любви к своей стране и гордости за нее. Но подростки также отмечали, что это и готовность защищать Родину, и знание ее истории, и взаимопомощь граждан, и активная гражданская позиция, выраженная в конкретных делах, пусть даже незаметных. Очень много комментариев посвящено тому, как важно не просто любить свою страну, но и работать над изменениями к лучшему: «Главное в патриотизме – это не кричать, что кто-то плохой, а определенная страна самая лучшая. Главное в нем – это оценивать состояние страны и попытаться исправить ошибки».
В вопросах отношения к родной стране, как и во многом другом, дети берут пример со взрослых. При этом для подростков важна возможность осмыслять прошлое и настоящее нашей страны, право определять и выражать свою позицию в словах и в делах. Задача взрослых – научить делать это, показать пример. Сегодня активно развивается волонтерство, причем не только событийное. Например, волонтеры проекта ОНФ «Равные возможности – детям» открывают для детей бесплатные кружки: художественные, военно-патриотические, спортивные, экологические. Дети перенимают опыт взрослых, а некоторые и сами становятся добровольцами. Например, в Забайкальском крае действует волонтерский отряд «Талисман», участники которого проводят благотворительные акции, помогают инвалидам и пожилым людям. При этом сами ребята проходят реабилитацию в центре психолого-педагогической помощи, и эти мероприятия помогают им вернуться в «социальное русло». Есть юные волонтеры и среди участников нашей акции «Дети — детям». Так, Кирилл Токарев из Кемеровской области, несмотря на ДЦП, организует экологические акции для других ребят.
Как показал наш опрос, сегодня волонтерской деятельностью занимаются уже 17% подростков. Чаще всего ребята участвуют в экологических акциях, выступают в качестве наставников, вожатых, организуют досуг для младших, оказывают адресную социальную помощь. Ребята обретают понимание того, что могут сами повлиять на жизнь общества. С этого и начинается патриотизм – формируется чувство сопричастности, ответственности за будущее.