Пастырское богословие. Два параграфа из будущего учебника на обсуждение
Учебник «Пастырское богословие» готовится к печати в Издательском доме «Познание»
Выбор жизненного пути: монашество или семья
Прежде, чем посвятить себя священническому служению человек должен полностью определиться еще с одним существенным выбором своей жизни: принятием монашества или созданием семьи, поскольку священство несовместимо с колебаниями, сомнениями и борениями, которые сопутствуют этому выбору. Стоящему перед таким решением юноше нужно успеть получить достаточный жизненный и духовный опыт. Это предполагает наличие навыка молитвы, церковной жизни, не только личной, но также и жизни в церковной общине и в послушании духовнику. Необходим опыт совместного церковного действия с друзьями – ровесниками и ровесницами. Необходим опыт участия в том или ином живом церковном служении и опыт соприкосновения с монастырской жизнью, пусть даже самый непродолжительный. Причем очень важно, чтобы молодой человек, стремящийся к монашеству, имел опыт церковной жизни на приходе, общения в кругу церковной молодежи, а стремящийся к семейной жизни получил опыт монастырского богослужения, послушания и самого строя монашеской жизни. Не лишне также заметить, что великий старец и исповедник о. Иоанн Крестьянкин никому не советовал принимать решение о выборе между миром и монастырем ранее 25 лет.
Известно, что в конце XIX века у владыки Антония Храповицкого был проект по укомплектованию приходов учеными иеромонахами, однако как по объективным, так и по субъективным причинам он оказался неудачным.
По словам одного из выдающихся русских пастырей ХХ века прот. Понтия Рупышева, «монах есть небесный человек: он может сочувствовать мирянину в его скорбях, сострадать в них, силою молитв помогать ему в них, но живет он отдельной от него жизнью»1Рупышев П. прот. Жизнеописание. Духовное наследие. М., 2010. С. 230.. Во многом именно поэтому женатое приходское духовенство не просто допускается, но поощряется в Православии. Иночествующие священники в нормальной ситуации могут служить только в условиях монастырской жизни, а целибатное духовенство было и остается скорее исключением.
Какова значимость и в чем преимущества православной традиции женатого священства? Для того чтобы попытаться ответить на этот вопрос, необходимо в первую очередь обратиться к вопросу о преимуществах целибатного духовенства.
В определенном смысле целибат, казалось бы, лучше отвечает самому смыслу таинства священства, в котором человек получает благодать совершать божественную Евхаристию, величайший дар Бога людям. В этом смысле, традиция обязательного ежедневного совершения мессы римокатолическими священниками, просуществовавшая до II Ватиканского собора (1962–1965), является логически совершенно оправданной. Ничто не может и не должно мешать священнику совершать Евхаристию каждый день. Следовательно, он должен быть освобожден от других обязательств – семейных или профессиональных, которые могут этому препятствовать2В церковной традиции однозначно признается необходимость воздержания от супружеских отношений в ночь накануне причастия.. Кроме того, благодаря тому, что священник не имеет своей собственной семьи, он, очевидно, полнее отдается своей церковной деятельности; он легко перемещается с прихода на приход, может быть отправлен на любое послушание; он меньше находится под влиянием близких людей и больше готов беспрекословно повиноваться церковной иерархии. В значительной степени благодаря целибату римокатолицизм смог воздвигнуть столь масштабную, стройную и иерархически дисциплинированную структуру.
Но наряду с этими преимуществами целибат имеет и ряд недостатков. Целибатный священник на приходе оказывается более доступным для разного рода соблазнов и гораздо более незащищенным. Он легче поддается искушению эгоизма и сухости; у него нет опыта семейной жизни; у него легко развивается ощущение заброшенности, одиночества3Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Свято-Троицкая Православная Миссия, 2000. С. 53.. И как писал, сравнивая католическое и православное духовенство, еще в начале XIX в. А. С. Стурдза, преимущество последнего состоит в том, что «призванные утешать, подавать помощь религии во всех происшествиях общественной жизни, пастыри в городах и деревнях необходимо должны знать особенности повседневной жизни… Достоинство отца семейства оберегает пастыря от множества опасностей и тяжелых искушений, обеспечивая ему достойное уважения место»4Стурдза С. рассуждения об учении и духе Православной Церкви. Лейпциг, 1817. С. 133–134.
Жена, дети, заботы и сложности семейной жизни, с одной стороны, отягощают пастыря, но с другой, – вполне земной пастырь Православной Церкви гораздо ближе к пастве. Он плоть от плоти ее. Все проблемы паствы ему знакомы не теоретически, а на своем иногда горьком опыте. Это опыт знания жизни и опыт смирения. Священники не могут похвастаться массовой святостью, но они явно «в среднем» праведнее своих современников.
В свою очередь, выбор монашеского пути или целибатного служения принципиальным образом меняют весь дальнейший путь к священству и сам способ последующего священнического служения. Монах всегда остается в первую очередь монахом и уже затем – священником. Например, в афонской монашеской традиции главой кельи может быть простой монах, не имеющий сана, а его послушником – иеромонах. Нормальным образом монашеская жизнь может быть устроена только в монастыре5Нет смысла оговаривать очевидные исключения из этого правила, а именно, монахов несущих различные церковно-иерархические послушания, разного рода миссии или учебно-научные труды. В этом случае исключительно важной становится роль духовника, который мог бы помочь такому монаху выстроить, а не профанировать свою монашескую жизнь.. Священство в этом случае может быть органической составляющей монашеской жизни, но оно всегда будет подчинено ее задачам.
Выбор же целибата должен быть обусловлен какими-то особыми обстоятельствами места и времени, препятствующими созданию семьи. Так, например, участились случаи рукоположения целибатных священников в эпоху гонений после 1917 г. В это же время стали легче рукополагать безбрачных ставленников в эмиграции6Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Свято-Троицкая Православная Миссия, 2000. С. 53.. Кроме того, существуют особые церковные служения, в которых одинокий священник, напротив, может иметь определенные преимущества. Самый известный пример такого служения – это духовное учебно-научное поприще. Другое церковное служение, всегда требовавшее привлечения по преимуществу несемейных священников, - это миссия. До 1917 г. это могли быть далекие и опасные поездки или служение в миссионерских станах, предполагавшее постоянное передвижение в тысячи верст по огромным территориям. Тяжелые и опасные миссии существуют в Церкви и сегодня. Очевидно, что в этом случае для дальнейшего пастырского пути определяющим станет также именно избранное служение7В Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви 16 декабря 2010 г. был рассмотрен в первом чтении документ «Критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве». В данном документе вновь подтверждается, что практика хиротоний безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, должна рассматриваться как исключительная, совершаться не ранее 30 лет и о всех подобных случаях должны подаваться сведения, с указанием причины рукоположения, в ежегодных епархиальных отчетах..
Вопросы к параграфу:
- Почему приходской священник должен быть женатым?
- Чем должен определяться выбор в пользу монашеского пути или целибатного духовенства?
Подготовка к браку. Выбор невесты
Готовящийся к созданию семьи кандидат на священство, в первую очередь, должен хорошо понимать смысл и цель своей будущей семейной жизни, помнить, что он вступает в брак не для удовлетворения своих страстей и не из «карьерных» соображений. Он должен осознать, что от выбора невесты во многом зависит вся его дальнейшая жизнь, успех в деле пастырского служения и даже сама возможность служения. Как не ошибиться? Как не спутать страсть с подлинным чувством? Выбирать ли будущую матушку из семьи священника или из среды прихожан? Общих правил здесь нет и нельзя однозначно поручиться ни за один из вариантов. Дореволюционное «левитство» продолжает существовать, но изживает себя. Несомненно, во всяком случае, что от невесты будущего священника требуется не просто желание выйти замуж за этого молодого человека, но и понимание того, чем он будет заниматься. Равно и юноша (будущий пастырь) должен делить свои сердечные порывы с холодным рассуждением ума о долгой священнической жизни со всеми ее сложностями, ведь совершенно ясно, что уровень нравственности, требуемый от пастыря и его супруги, изрядно превышает общепринятые нормы морали. В частности, для священника и его супруги не должны составлять проблемы отказ от противозачаточных средств и необходимость вписывать свою супружескую жизнь в богослужебный круг Церкви.
Осознание всего сказанного выше должно подвигнуть юношу к мысли о том, что сам он не в состоянии сделать правильный выбор и все рассчитать наперед, и остро нуждается в Божией помощи и советах опытных наставников, прежде всего – духовника. Под руководством духовника кандидат должен приучить себя к ежедневной молитве Богу о даровании невесты, способной стать верной супругой и достойной матушкой. Особенно важно это сегодня, когда студенты дневного отделения духовных школ (вчерашние школьники), подчас не готовы к браку психологически и не всегда обладают высокой культурой взаимоотношений между полами, а собственный опыт жизни в семье далеко не всегда может оказаться в данном случае полезным для них. В современной России около половины семей распадается, и едва ли не половина молодых людей вообще не имеет опыта нормальной родительской семьи. При этом средний возраст вступления в брак постоянно растет и составляет около 27 лет для мужчин, а это значит, что будущему священнику зачастую приходится взрослеть быстрее, чем его ровесникам, брать на себя дополнительную ответственность раньше, чем это принято в современном обществе. Естественно, все это влечет за собой массу рисков, а в отдельных случаях приводит к катастрофам. Поэтому поиск невесты ни в коем случае не может быть делом, которое целиком определяется сроками хиротонии.
Как бы то ни было, именно опытный духовник, имеющий собственный опыт создания семьи, опыт доверия Богу в отношении количества детей, сохранивший традицию воспитания детей в вере, безусловно, способен помочь юноше в подготовке к браку, направить его и уберечь от опасностей. Кроме того, для создания семьи будущему священнику может помочь опыт общения со счастливыми многодетными семьями священнослужителей. Это особенно важно в условиях отсутствия, как уже отмечалось, у большинства кандидатов священства опыта многодетной христианской семьи и соответствующей культуры христианской семейной жизни.
Многие архиереи, рассматривая дела ставленников, высказывали свою убежденность в том, что пригодность будущей матушки является не менее важным фактором в принятии решения о хиротонии, чем пригодность самого кандидата. Готовность невесты стойко выносить все тяготы, связанные со служением мужа и воспитанием в вере детей, доверие Богу, сердечное стремление проводить благочестивую жизнь, подобающую жене священника, являются необходимыми условиями для такого брака. Жизнь супруги священнослужителя подразумевает самоотверженность и способность отказаться от своих интересов в пользу великого дела служения, на которое поставлен ее муж. Опыт многих священнических семей демонстрирует, что доверие Богу и желание послужить Ему никогда не остается без ответа и помощи. Кроме того, согласно Священному Писанию, семейная жизнь священника не является лишь его частным делом. Священник должен быть примером для верных, в том числе в семейной жизни и в деле воспитания детей.
Вопросы к параграфу:
- Какое значение в жизни и служении священнослужителя имеет матушка и почему?
- Как кандидату в священство следует подходить к поиску невесты?