Один час Библии для школы: взгляд изнутри
Что современные дети в действительности знают о Библии и христианстве? Правда ли, что Церковь пытается «проникнуть» в школу и навязать себя? На эту тему часто высказываются иерархи, чиновники, теологи, публицисты — но редко те, кто работает с детьми, кто непосредственно отвечает за педагогический процесс. Об изучении Библии в школе с точки зрения светских педагогов рассказал Илья Иванович Яковлев — директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Благодарный Ставропольского края..
Ежедневно в России для семнадцати миллионов учеников открывают двери более сорока тысяч общеобразовательных школ. Согласно статистике, ежегодно открываются новые школы и число школьников растет. Этот огромный сложный механизм регулируется не менее сложной нормативно-правовой базой. На законодательном уровне прописаны все тонкости и нюансы жизни школы и школьника.
Любая предметная область для изучения в школах разрабатывается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом — сокращенно ФГОС. Не стал исключением предмет для учащихся четвертых классов «Основы религиозной культуры и светской этики». Этот предмет формирует у учеников основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину. Его задача — создать для них образ единого и целостного мира при разнообразии культур, национальностей, религий. Предмет воспитывает доверие и уважение к истории и культуре всех народов, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе нравственных норм, социальной справедливости и свободы. На изучение программы выделено тридцать три часа — весь учебный год.
Но разбирая программу на отдельные уроки, мы не увидим отдельно выделенной темы, посвященной Библии, ее персонажам и событиям. Только в целом и очень кратко говорится о книге и становлении христианства.
Работая с учениками уже пятого класса этой же школы, на уроке «История древнего мира» учитель опрашивал детей на тему Библии. Из двадцати шести учащихся только двое смогли рассказать о книге и назвать некоторые моменты, которые им запомнились. Семь учеников читали, но вспомнить не смогли или постеснялись. Одиннадцать знали, что это книга, но они никогда ее не открывали. А остальные шестнадцать или не вспомнили, или не знают о существовании Библии вообще.
На уроке учитель кому-то напомнил о Библии, а кого-то и познакомил с ней. На этом образовательное учреждение свою задачу, поставленную стандартом, выполнило, и перешло к изучению других тем и предметов, которых немало.
Нельзя обвинять школы в том, что материал не пройден — его изучение контролируют. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», четко определяет круг участников образовательных отношений — это не только школа и учителя, но и сами обучающиеся, и их семьи. И тут возникает закономерный вопрос: а в семье Библии уделяется внимание? Ответив на этот вопрос, понимаешь, почему ученики пятого класса даже не знают о ее существовании. Библия должна «прийти» в школу из дома, а не наоборот.
Как только это случится, принесут результат и духовно-нравственное воспитание. Только тогда можно будет говорить о Библии как о великом культурном наследии, об истории и традициях. Придет понимание, что Библия — это не только Церковь, а сама Церковь отделена от государства.
Российская школа готова вести в правовом поле любой диалог, который улучшит общественные отношения. Цель одна — это ученики, будущее страны. А будущее нужно формировать сейчас.
Читайте также: Без Библии немыслимы классические тексты: как научить детей понимать романы Достоевского?