Обличение в стиле апостола Павла
Апостол Павел выделялся не только своей громадной эрудицией и пламенной верой. И его послания, и рассказы о нем в Книге Деяний рисуют нам портрет в практическом отношении одаренного человека, умеющего найти выход в трудной ситуации, способного организовать «краудфандинг» по всей Римской империи и знающего, как заговорить с незнакомцем на совершенно неожиданную для него тему.
В истории апостола Павла мы находим и примеры того, что мы сейчас назвали бы «троллингом», точнее, формой провокации, когда главная мысль остается сокрытой между строк, и за провокативными формулировками скрывается гораздо более изощренное обвинение.
Когда во время допроса в Иерусалиме первосвященник Анан приказал бить апостола Павла по губам, Павел крикнул: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян. 23:3). Слова апостола Павла поражали отцов Церкви своей резкостью. Некоторые толкователи даже готовы были признать, что апостол «погорячился», и на его поступок не стоит ориентироваться христианину. Вместе с тем, слова Павла не были ругательством в нашем понимании. Павел здесь использует технику цитирования Библии, хорошо известную в еврейской традиции: короткий отрывок или начало фразы отсылают ко всему контексту. Предполагается, что слушатель, услышав несколько слов из Писания, в состоянии восстановить в памяти все, о чем в Писании говорится до и после этих слов. Так вот, слова апостола Павла отсылали к страшным словам Иезекииля против лжепророков (Иез. 13:2-16). Иезекииль говорит, что своими успокаивающими предсказаниями эти лжепророки только подкрашивали стену, но стена неизбежно рухнет.
Итак, за оскорблением «стена подбеленная» стояло более тонкое — и гораздо более страшное — обвинение. Первосвященник обвиняется здесь в том, что он вводит в заблуждение ни в чем не повинный народ — и ему предсказывается, что он понесет за это полную ответственность.
Не известно, был ли двойной смысл Павловых слов понятен слугам Анана (которые, согласно Иосифу Флавию, занимались в основном тем, что грабили священников). Они спросили Павла, как он смеет поносить первосвященника. Ответ Павла вызывал еще больше споров среди толкователей, чем его предыдущая реплика: «Я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23:5). Часть комментаторов отмечает, что едва ли Павел не мог догадаться, что председатель собрания — это и есть первосвященник, даже если зрение не позволяло Павлу разглядеть его или он не знал Анана в лицо. Вероятно, Павел продолжил свой ироничный выпад. Он как бы сказал: мне бы и голову не пришло, что такой человек, нарушающий нормы правосудия, может быть первосвященником.
Слова «начальствующего в народе твоем не злословь» — цитата из Исх. 22:28. И здесь ирония апостола Павла снова обретает «двойное дно»: текст в книге Исход, к которому отсылает Павел — это яростный призыв к милосердию (Исх. 22:22-27), а дальше следует повеление приносить Богу начатки с гумна своего (Исх. 22:29). И об этом тексте апостол Павел напоминает человеку, который, согласно Иосифу Флавию, посылал слуг на гумна, чтобы они конфисковывали десятину у простых священников!
Что качается продолжения допроса, то оно совсем уже похоже на «троллинг» в современном понимании. Когда Павел понял, что часть собравшихся — саддукеи, отрицающие воскресение мертвых, а часть — фарисеи, он закричал: «мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят» (Деян. 23:6). Эти слова спровоцировали присутствующих, которые стали спорить между собой, причем в полемическом задоре фарисеи даже встали на сторону Павла. В конце концов, римскому офицеру пришлось увести Павла и тем самым распустить собрание, потому что «сделался большой крик» и «раздор увеличился» (Деян. 23:9-10).
Не удовлетворенные исходом допроса, который апостол успешно сорвал, противники Павла устроили против него заговор. Но сбыться этому не было суждено.