Как не превратить икону в идол? О роли образа в молитве
Как не превратить икону в идол? Казалось бы, о чем тут вообще говорить, ведь икона и идол – это совершенно разные вещи. Действительно, все мы отлично понимаем это в теории. Но на практике… всегда ли следуем этому пониманию?
Зачем вообще нужны иконы?
В христианстве у них есть три основные функции.
1. Первая и самая главная: образы – это видимое выражение учения Церкви. Особенно хорошо это заметно в период, когда учение еще активно формировалось. Церковное искусство эпохи вселенских соборов очень чутко реагирует на богословские споры. Например, после III Вселенского собора, на котором было окончательно установлено почитание Богородицы, в Церкви начинают активно появляться изображения и постройки, посвященные Божией Матери.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Мозаика церкви Санта Мария Маджоре в Риме. V в.
Источник: adiaphora22.livejournal.com/271479.html
Церковь Санта Мария Маджоре в Риме. V в.
Источник: theplacement.ru/travel-directory/cerkov-santa-mariya-madzhore/
Богородица со святыми Георгием и Феодором.
Икона из монастыря святой Екатерины на Синае. VI в.
Источник: www.pravmir.ru/ikona-georgiya-pobedonostsa/
А на протяжении IV-V вв., когда вовсю бушевали христологические споры, в христианском искусстве можно наблюдать постепенную трансформацию подхода к изображению Христа. Отчетливо видно, как акцент постепенно переносится с Его Человеческой Сущности на Божественную, в зависимости от того, что в тот или иной момент острее стояло на повестке дня в богословких диспутах.
Вход Господень в Иерусалим. Рельеф саркофага Юния Басса. IV в.
Источник: zoozel.ru/gallery/sarkofag-uniya-bassa
Христос Пантократор. Мозаика церкви Санта Пуенциана в Риме. V в.
Источник: antik-mosaik.livejournal.com/34064.html
2. Вторая функция икон – напоминать нам о том или ином событии. Это, прежде всего, касается образов двунадесятых праздников, икон страстного и пасхально циклов, житийных икон святых.
3. И третья функция – это функция молитвенного образа. Она появилась у христианских изображений не сразу. И именно здесь кроется больше всего сложностей и непонимания.
Многие раннехристианские авторы категорически восстают против такого использования изображений, приравнивая это к идолопоклонству. Они считают, что любое внешнее поклонение неодушевленным предметам противоречит христианству.
Тертуллиан пишет: «Всякую картину или картинку, что-либо изображающую, следует считать идолом. Идолопоклонство же – это всякое служение, всякое угождение идолу»1Тертуллиан. Об идолопоклонстве // Избр. соч. М., 1994. С. 251..
А Климент Александрийский, считал, что «поклоняться существу бестелесному, доступному лишь духовному зрению, изображая его в чувственной форме, значит только унижать его»2Климент Александрийский. Строматы V, 28, 5. Цит. по кн.: Бычков В.В. Aesthetica Patrum. М., 1995. С. 158..
Евсевий Памфил с своей «Церковной истории» с осуждением отзывается о существовавших изображениях апостолов и Христа, выполненных красками на досках3Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. С. 258-259..
Изображения первых веков, хотя и существуют, но выполняют, прежде всего, вероучительную и повествовательную функцию. Росписи катакомб и молитвенных помещений первых христиан рассказывают о вере, надежде на спасение, указывают назначение того или иного помещения.
История Ионы. Катакомбы Петра и Марцеллина в Риме. IV в.
Источник: present5.com/proroki-ikonografiya-prorokov-prorok-iliya-prorok-sofoniya
Оранта и Добрый Пастырь. Катакомбы Присциллы в Риме. III в.
Источник: allfreefoto.ru/katakombyi-pristsillyi.html
Рыба и хлебы – символ Евхаристии. Катакомбы Каллиста в Риме. II-IV вв.
Источник: ankovo.cerkov.ru/evxaristiya
Однако они не играют еще роли молитвенных образов в нашем понимании.
Существенные изменения в этом вопросе происходят в IV столетии. Молитвенные образы постепенно приобретают все большую популярность среди верующих. Происходит постепенное преодоление первоначального негативного отношения к ним. Практика молитвы перед образом получает христианское осмысление. Однако это время обостряет и проблемы в отношении к изображениям. Способствовал этому массовый приток недавних язычников в Церковь. Не будучи хорошо знакомыми с основами своей новой веры, эти люди зачастую переносят в нее привычные им языческие формы благочестия. Наряду с подлинным благочестием возникают поистине уродливые формы поклонения, что, в свою очередь, вызывает отторжение у людей глубоко понимающих христианское учение.
В конечном итоге, это приводит к ожесточенному противостоянию иконоборцев и иконопочитателей. Но именно благодаря этому противостоянию, Церковь, наконец, формулирует официальную позицию в отношении священный изображений. Образы признаны теперь как неотъемлемая часть церковной традиции и вероучения. Но отцы Церкви, защищавшие святые иконы, особенно подчеркивают важность грамотного отношения к ним. Они пишут о том, что честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, что поклонение должно быть, прежде всего, умственным, а не внешним.
Что это значит?
Икона призвана помогать нам сосредоточиться на молитве, живее ощутить близость Бога или святого, к которому мы обращаемся. Но она ни в коем случае не должна становить объектом молитвенного поклонения сама по себе как предмет. Как предмет она может быть только объектом почитания. А поклонение и почитание – не одно и то же. Провести эту грань на практике не всегда просто. И здесь особенно важно быть честным с самим собой и внимательным к своему внутреннему миру. Важно обращать внимание на то, какие побуждения движут нами, какие смыслы мы вкладываем в те или иные внешние действия.
Довольно удачна здесь может быть параллель с фото близкого нам человека. Когда этот человек далеко, мы смотрим на фото и живее ощущаем духовную близость к нему. Мы можем даже разговаривать с фото, но никогда не подразумеваем при этом, что обращаемся к этому кусочку глянцевой или матовой бумаги. Мы можем предпочитать то или иное фото, поскольку запечатленный на нем образ близкого кажется нам наиболее удачным. Но вряд ли мы считаем, что именно эта фотография как-то мистически эффективнее приблизит к нам того, о ком мы скучаем, чем другие его снимки.
А вот с иконами мы нередко переступаем эту грань. Когда мы прикладываемся к иконам, кладем перед ними поклоны и ставим свечи, важно не делать все это автоматически, а четко и честно отвечать себе, что движет нами.
Церковь не запрещает внешних форм поклонения перед образами при условии, что мы твердо придерживаемся границ христианского отношения к ним. Но когда мы начинаем делить иконы на более сильные и менее сильные, приписывать им прикладное значение (эта от пожара, а эта от болезней скота), искать и настойчиво ждать помощи только от какой-то конкретней иконы – все это очень тревожные признаки. Важно осознавать, что помогает нам Бог, Который невидимо присутствует всюду. Сводить икону до роли христианского оберега – недопустимое упрощение. Провозглашать ее саму действующей силой – значит, превратить ее в идол. Христианскому учению об образе все это чуждо. И каждый раз взаимодействуя с иконой, мы должны твердо помнить об этом.