Какой новозаветный автор чаще всего упоминает женщин?
Бóльшую часть корпуса Нового Завета составляют послания апостола Павла, и в них он упоминает женщин очень часто. Прежде всего, эти упоминания касаются организации церковной жизни: предписания относительно брака и девства (1 Кор. 7:1-16, 25-40; см. также Еф. 5:22-33; 1 Тим. 3:2), относительно головных уборов и одежды (1 Кор. 11:3-15; см. также 1 Тим. 2:9-15) и возможности говорить в церкви (1 Кор. 14:34-35; см. также 1 Тим. 2:11-12). Агарь и Сара выступают образами закона и благодати (Гал. 4:22-31). От родственников коринфской христианки Хлои апостол Павел узнал о спорах в коринфской общине (1 Кор. 1:11), что стало поводом к написанию Первого послания к Коринфянам. Павел упоминает о женах других апостолов (1 Кор. 9:5). Иногда апостол Павел прямо обращается к женщинам – членам христианских общин (Флп. 4:2). В корпусе Павловых посланий есть также подробное рассуждение о вдовах (см.: 1 Тим. 5:9-11).
Вместе с тем, по вниманию, уделяемому женщинам, по внимательности, с которой о них говорится, ни один новозаветный автор не сравнится с апостолом и Евангелистом Лукой. Ему принадлежат два текста: третье Евангелие и книга Деяний святых апостолов. Обе книги имеют многочисленные черты сходства в темах, образах, композиции, языке, богословских идеях, и это справедливо также и по отношению к нашей теме.
В Евангелии от Луки женщинам отведено гораздо больше места, чем в других Евангелиях. Это относится прежде всего к Деве Марии, о Которой мы узнаем главным образом из третьего Евангелия. Евангелист говорит о Благовещении Пресвятой Богородицы, о Ее встрече с праведной Елисаветой, о том, как святому семейству пришли изумленные пастухи, получившие откровение от ангелов, и «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2:19). Лука приводит песнь Пресвятой Богородицы – один из самых красивых текстов Нового Завета (Лк. 1:46-55), и вдохновленные Святым Духом слова праведной Елисаветы, обращенные к Марии (Лк. 1:42-45). Именно у него мы находим драгоценную реплику Марии, обращенную к мальчику-Иисусу (Лк. 2:48). При этом Лука вновь поясняет, что Матерь Иисуса сохраняла слова Его в сердце Своем (Лк. 2:51). Есть все основания полагать, что начальные главы Евангелия от Луки написаны со слов Пресвятой Девы.
У Луки мы читаем об Анне-пророчице, о Елисавете, о Наинской вдове, о жене-грешнице, о Марфе и Марии. Столь пристальное внимание евангелиста к женщинам тем более удивительно, что в эпоху Нового Завета отношение к женщине было совсем иным, чем к мужчине, – женщин как бы вовсе не принимали в расчет. Не случайно при перечислении тех, кого Иисус насытил хлебами, в Евангелии от Матфея говорится: Евших было около пяти тысяч, кроме женщин и детей (Мф. 14:21). У Луки в соответствующем месте (Лк. 9:14) эта ремарка отсутствует.
В начальной части Деяний святых апостолов, как и в Евангелии от Луки, упоминается Пресвятая Богородица. Об апостолах говорится, что после Вознесения Иисуса Христа «все они единодушно пребывали в молитве и молении, [с некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его» (Деян. 1:14). Точно так же «все они были единодушно вместе» и в день Пятидесятницы (Деян. 2:1).
Лука подробно говорит о Тавифе, христианке из города Иоппии. Она «была исполнена добрых дел и творила много милостынь». В рассказе о Тавифе упоминаются вдовы, составлявшие особую группу в древних христианских общинах. После внезапной смерти Тарифы вдовы оплакивали ее, «показывая рубашки и платья, какие делала» Тавифа, «живя с ними». Апостол Петр воскресил Тавифу, и описание этого чуда у Луки напоминает воскрешение дочери Иаира (Деян. 9:36-41).
Лука также говорит об обращении Лидии из города Фиатир. Апостол упоминает о роде ее занятий: Лидия торговала багряницей. Уверовав и крестившись, Лидия проявляет собственную инициативу и обращается к апостолам Павлу, Луке и их спутникам с предложением о помощи: «Если вы признали меня верною Господу, то войдите в мой дом и живите [у меня]» (Деян. 16:14-15). По церковному преданию, Лидия из Фиатир впоследствии стала диакониссой в Филиппах. Она прославлена в лике святых.
Другая женщина, о которой упоминает Лука, — «служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим». Она встретилась Павлу и его спутникам, включая Луку, когда они шли на то же самое место молитвенных собраний. В течение многих дней она ходила за ними и кричала: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». В конце концов «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян. 16:16–18).
Неоднократно в книге Деяний упоминаются близкие помощники апостола Павла – Акила и его жена Прискилла (Деян. 18:2, 21, 26), причем Прискилла наряду с мужем наставляет новообращенных («Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень», Деян. 18:26).
Афинянка Дамарь была одной из немногих уверовавших после проповеди апостола Павла в Ареопаге (Деян. 17:34).
Лука называет по имени Кандакию, царицу Эфиопии, говоря об обращении ее евнуха (Деян. 8:27).
Пожалуй, самый загадочный эпизод с участием женщин в повествовании Луки – это рассказ о еврейской общине в македонском городе Филиппы. Судя по всему, эта община почти полностью состояла из женщин. По субботам они собирались на молитву за город, к реке (Деян. 16:12-13). В синодальном переводе говорится о том, что там находился «молитвенный дом», но ряд новозаветных рукописей указывает на место для молитвы, а не на здание.