Неделя вторая по Пасхе
Каждое воскресенье в период между Пасхой и Пятидесятницей посвящено событиям или лицам, связанным с воскресением Христовым.
Неделя 2-я по Пасхеназывается «Антипасхой» (букв. «вместо пасхи»). Другие названия праздника — Неделя Фомина, или Неделя новая. В этот день читается Евангелие об уверении воскресшим Господом Фомы (Ин 20:19-31), и многие богослужебные тексты посвящены описанному в Евангелии событию, происшедшему на восьмой день по Пасхе:
О, преславнаго чудесе! Неверие веру известную роди. Рек бо Фома: аще не вижду, не иму веры. Осязав же ребра, богословит Воплотившагося, Тогожде Сына Божия позна, яко пострадавша Плотию, проповеда воскресшаго Бога и возопи светлым гласом: Господь мой и Бог мой, слава Тебе1Триодь цветная. Неделя Фомина. Великая вечерня. Стихира на стиховне. | О преславное чудо! Неверие породило твердую веру. Ибо Фома сказал: «Если не увижу, не поверю». Прикоснувшись же к ребру, богословствует о Воплотившемся. Признав в нем Сына Божия, пострадавшего плотью, он проповедал воскресшего Бога и воскликнул радостным голосом: «Господь мой и Бог мой, слава тебе». |
Другой темой богослужения в Неделю Фомину является духовное обновление, символизируемое приходом весны. Об этом говорится, в частности, в каноне, исполняемом на утрени:
Днесь весна душам, зане Христос от гроба якоже солнце возсияв тридневный, мрачную бурю отгна греха нашего. Царица времен, светоносному дню, днеи же царю явственнеиши даронося, красит избранныя люди церковныя, непрестанно поя воскресшаго Христа2Триодь цветная. Неделя Фомина. Великая вечерня. Утреня. Канон. Песнь 1. |
Сегодня весна для душ, ибо Христос, воссияв через три дня из гроба, словно солнце, прогнал мрачную бурю нашего греха... Царица времен (весна), явным образом принося дары светоносному дню (Пасхи), царю днеи, веселит избранныи народ церковныи, непрестанно воспевая воскресшего Христа. |
Тропари канона навеяны тематикой Слова 44-го святителя Григория Богослова, посвященного Неделе новой, где говорится:
«Царица времен года сопровождает царицу днеи и приносит от себя в дар все самое лучшее и прекрасное. Ныне небо прозрачно, ныне солнце выше и златовиднее, ныне круг луны светлее и сонм звезд ярче. Ныне примиря ются волны с берегами, облака с солнцем, ветры с воздухом, земля с растениями. Ныне весна естественная и весна духовная, весна видимая и весна невидимая. О если бы и там удостоились мы этои весны, изменившись к лучшему и обновленными переидя в новую жизнь, во Христе Иисусе, Господе нашем...»3 Григорий Богослов. Слово 44,10-11.PG 45, 617-621. (Творения. Т.1.С. 660-661).
Источник: Митрополит Волоколамский Иларион, «Православие».