Муфтий, преподающий в православной семинарии: «У нас нет толерантности. Мы не терпим друг друга, а дружим друг с другом»
Где, как ни на границе с Казахстаном, вести межрелигиозный диалог в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране? О том, что в Оренбургской области такой диалог уже налажен и приносит добрые плоды, свидетельствует Оренбургская духовная семинария, которая позиционирует себя как богословская школа с миссионерской направленностью. Именно здесь основы ислама и Коран преподает председатель Духовного управления мусульман (а по-нашему просто Владыка) Альфит хазрат.
О таком педагогическом решении, молитве мусульман России за православных, диспутах во время лекций и особенностях православной миссии в Оренбуржье мы поговорили с проректором Оренбургской семинарии свящ. Алексием Колывановым и Альфитом хазратом.
«Летное образование Юрий Гагарин получил в стенах бывшей семинарии»
- Отец Алесей, Оренбургская семинария существует 10 лет. Расскажите о специфике этого учебного заведения? Влияет ли регион на преподаваемые предметы?
- Свящ. Алексей Колыванов: Десять лет назад было принято решение Синода об открытии семинарии. Хотя семинария была и до Революции. Сейчас она располагается в историческом здании.
В Советские годы в семинарском корпусе располагалось летное училище, из которого выпустились многие герои Великой Отечественной войны. Самый известный факт: летное образование Юрий Гагарин получил в этих стенах. В 90-х годах, когда летное училище прекратило свое существование, открылось кадетское летное училище с первоначальной летной подготовкой. На двух учатся кадеты и третий этаж занимает духовная семинария.
За последние 4 года, со времени назначения на кафедру митрополита Вениамина, Семинария сделала серьезные шаги вперед. Это и получение государственной аккредитации программы бакалавриата, и начало реализации магистерской программы, и открытие регентского отделения, и проведение международных конференций.
Юрий Гагарин во время посещения училища в 1965 году
Источник: REGNUM
Наш регион многоконфессиональный, многонациональный. Оренбургская область расположена так, что с юга граничит с Казахстаном (самая протяженная граница из всех субъектов РФ, которые имеют границу с Казахстаном), с севера граничит с Башкирией и на северо-западе – с Татарстаном. Около 20% населения области – мусульмане. В самом Оренбурге действует, боюсь ошибиться, семь или восемь мечетей. Есть двухгодичное медресе. Студенты получают среднее духовное образование. Лучшие из них продолжают образование в университетах Башкирии, либо в Казани.
Поэтому мы выбрали направление миссионерское, в первую очередь ориентированное на изучении исламской традиции. В этом году состоялся первый выпуск магистерской программы, профиль которой звучит как «Теория и практика межрелигиозного диалога».
В магистратуре на условиях свободного посещения (заочной формы обучения нет) учатся несколько студентов из Башкирии, которые выбрали нашу семинарию в том числе по причине именно такого профиля.
- Кажется, Вы не упомянули, что в семинарии преподает представитель мусульманского духовенства?
- Свящ. Алексей Колыванов: Даже не один, а два! (смеется). Один из них даже не имам, а муфтий. То есть он председатель Духовного управления мусульман Оренбургской области. По-нашему Владыка (смеется). Со стороны государства его статус именно таковой – руководитель централизованной религиозной организации.
Кроме того, Альфит хазрат является главным имамом соборной мечети и директором медресе – духовного училища. У него прекрасное образование, он – кандидат исторических наук. В семинарии он преподает Коран и вероучение ислама.
Многое, конечно, завязано на его личности. Если бы был другой человек, мы, вероятно, не смогли бы пригласить его к нам преподавать.
Еще студенты у нас изучают арабский язык. Но единственными специалистами в Оренбурге являются представители мусульманского духовенства, и арабский язык поэтому у нас преподает Руслан хазрат.
Когда мы составляли учебный план, было много вопросов, долго думали: «Стоит ли их приглашать?». Главный аргумент был такой: если мы хотим, чтобы наши студенты знали вероучение исламской традиции, знали Коран, то кто, как ни его носители, могут лучше об этом сказать. Было бы неправильно, если бы о Коране рассказывал буддист.
Опыт двух лет (сейчас пошел уже третий) оказался очень положительным. Наши студенты с удовольствием ходят на занятия Альфита хазрата.
«Если мы начнем ссориться, начнем ненавидеть, мы только сатану порадуем».
- Альфит хазрат, как Вы отреагировали на предложение преподавать в православной семинарии?
- Альфит хазрат: Господь Бог один и мы все рабы Божьи. Господь создал нас разными от одних мужчины и одной женщины, от Адама и Евы, разными племенами и народами, чтобы мы познавали друг друга. Нам надо дружить, любить, уважать друг друга, стараться исполнять то, что Господь повелел и остерегаться того, что Он запретил.
Родина-мать у нас тоже одна. И надо служить Богу и служить Родине. Россия – уникальное место. Это не Саудовская Аравия, где одна нация, одна религия. И не Турция. Россия – многонациональная страна, народы которой переженились между собой, живут в соседстве, взаимопонимании. Наши предки, дедушки и бабушки, нашли корень мирного сосуществования, сумели в свое время ужиться.
Оренбургская духовная семинария
Источник: Wikimedia Commons
Религию, которая досталась нам по наследству, предки защищали ценой своей жизни. Могу с гордостью сказать, мой дед со стороны матери участвовал в Великой Отечественной войне. На нас, их потомках, лежит ответственность за сохранение мира. Ради чего деды отдали свои жизни?! Если мы начинает ссориться, начнем ненавидеть, мы только сатану порадуем. Тех, кто начинает ссориться, такие народы сатана проглатывает. Такие народы земля проглатывает. Этому нельзя радоваться, а надо заслужить довольство Господа, Создателя миров. Единственный путь – быть в мире и согласии со всеми Божьими созданиями.
Я думаю, православный народ, как дерево с хорошими корнями, хорошими листьями. А мы, малые народы, как украшение. Именно щедрость русской души своей любовью, а не нетерпимостью, объединила малочисленные народы.
Сейчас говорят о толерантности. Но у нас нет толерантности: мы не терпим друг друга, а дружим друг с другом. Мы любим друг друга. Мы переженились. Мы создали семьи уже. Из 145 миллионов населения страны 20 миллионов мусульман. А если смотреть на количество смешанных браков?
Мне хотелось принять в этом участие. Какой след я оставлю, как человек? Какое наследие оставлю, как раб Божий? Я же тоже не бессмертный.
Во время Советского Союза была идеология жить вместе, а сейчас этого нет. Значит надо постараться не драться и создать крепкие семьи внутри государства.
Владимиром Владимировичем делается все для укрепления внешней стороны нашего государства. А как быть с внутренней? Это не маловажный вопрос.
Хочется внести лепту в это.
Если я буду учить, преподавать, то мы уберем тот страх на благо обществу. Страхом можно воспользоваться, направив друг против друга. Когда мы знаем друг друга, мы дружим, нас не смогут направить друг против друга.
Проверка Учебного комитета в 2016 году
Источник: Оренбургская духовная семинария / Вконтакте
«Я с семинаристами дружу. Даже привожу их в пример во время проповедей»
Предложение преподавать принял с удовольствием и благодарностью за доверие. Я с семинаристами дружу. Даже привожу их в пример во время проповедей. Кто-то скажет: «Наша религия правильная, а их неправильная». А я говорю: «Задумайтесь и посмотрите, как они поступают. Я к ним прихожу и знаю их изнутри. Готов за любого священника заступиться. Почему? Потому, что я знаю, как они себя ведут. Они нормальные ребята. Нам можно и нужно брать пример с православных братьев. Их уважение, их отношение к учебе, к учителю».
- Как часто Вы сталкиваетесь с непониманием среди мусульман? Как община восприняла ваше преподавание в семинарии?
- Альфит хазрат: Если я скажу, что положительно, это будет неправда. Есть радикально настроенные члены общины, которые говорят: «Мы не должны дружить с православными». Как пример, приводят некоторые аяты, которые рассматривают в своем понимании, вырывая из контекста. Такие идеи, как зараза, завозятся из-за рубежа, в основном, где моно-религии, которые не жили никогда вместе в многоконфессиональной стране. И у них нет опыта мирного сосуществования, как у нас. И поэтому они понимают все односторонне, однобоко. Носителей этих идей немного, но они есть. Чтобы противостоять разрушению мира между нами, мы должны хорошо друг друга знать и дружить. Если будет крепкая дружба, будет крепкая Россия, крепкое государство.
Мы должны заняться населением и давать им правильную информацию о традиционных религиях, ценности которых одинаковы: не убей, не укради, возлюби ближнего своего. Эти вещи мы должны говорить молодежи, чтобы спасти их от ухода в нетрадиционные течения. Когда человек религиозен, когда он культурно воспитан, знает свою историю, откуда появился и куда идет, что сделает и делает в этой жизни, какова его миссия, он будет твердо стоять и принесет пользу своей стране, в которой живет.
- Наверняка у студентов возникают диспуты?
- Свящ. Алексей Колыванов: Некая настороженность присутствует, но через пару занятий каждый новый курс понимает, что перед нами не чужаки. Хотя вопросы возникают: «Почему в семинарии преподают мусульмане? Что, вы уже все богословие выучили, что Кораном занялись»?
Я считаю, такие вопросы возникают от ограниченности кругозора, недостатка образованности. Как правило, когда люди встречаются с конкретными личностями, многие вопросы снимаются.
Многие занятия с Альфитом хазратом для наших студентов являются востребованными, интересными и любимыми. У нас есть множество вопросов к ним, у них, тоже накопились вопросы к нам.
Нечто можно заимствовать из других традиций и обогащать свою. Я не говорю о вероучительных вопросах. Речь идет лишь об организации практической деятельности.
К примеру, при входе в мечеть всегда дежурит имам, к которому рядовые прихожане могут подойти со своими проблемами. Альфит хазрат нам разъяснил, что часто люди обращаются, потому что кто-то из близких заболел, или умер, бытовые трудности и необходимости. Дежурный имам читает строки из Корана, молится вместе с ними здесь и сейчас. Не знаю, как обстоят дела в столице, но в регионах пока не во всех храмах можно встретить такую практику.
Нет никаких цен ни за какие требы. Даже размер примерных пожертвований не указан. Стоит лишь ящик для добровольных пожертвований.
В пятничный день на проповедь Альфита хазрата приходит порядка 300-400 мужчин – ведь ислам религия в первую очередь мужская. В наших храмах ситуация несколько иная.
Возле мечети имеется лавка, в которой продается религиозная литература, четки, тюбетейки, халяльная продукция. Однако сама мечеть не имеет отношение к этой лавке. Просто мечеть сдает в аренду помещение, в котором предприниматель ведет торговую деятельность.
Известно, в исламе нет жесткой централизованной структуры. Каждая мечеть имеет больше самостоятельности, чем храмы. Но это может иметь и минус. Если в общине возникают нестроения толка, то муфтий не может ничего поделать, не может переместить имама из одной мечети в другую, ведь имам – выборная должность. Муфтий лишь утверждает и выдает справки о принадлежности к централизованной структуре. И даже муфтий – выборная подотчетная должность. Его избирают имамы.
Полагаю, за исключением вероучительных вопросов, в отношении практики и нравственных вопросах между нашими конфессиями диалог и взаимодействие могут и должны вестись.
«Мусульмане Оренбургской области молятся, чтобы православная духовная семинария успешно прошла проверку Учебного комитета»
- И Вы предвосхитили мой вопрос. Как интересно реагируют православные верующие на преподавание муфтия в семинарии?
- Свящ. Алексей Колыванов: Верующие обычно приходят на богослужение и не вникают в учебную программу. Но мы факта преподавания муфтием не скрываем. При возникновении вопросов, мы объясняем нашу позицию, и люди, если они адекватны и укоренены в своей традиции, относятся с пониманием.
Был интересный момент. В феврале семинария проходила проверку Учебного Комитета, как обычно раз в три года. Проверка была серьезная, и в особенности проверялась магистерская программа. Учебный комитет серьезно взялся за качество образования, и я считаю это совершенно правильным. Образование должно быть качественным, или его не стоит давать вообще.
Студенты духовной семинарии на встрече с Альфитом хазратом
Источник: ОренИсламПресс
У руководства были опасения как будет верно воспринята наша специфика, наш профиль. Ведь это не богословие, не библеистика, не история Церкви. Разумеется, мы сказали, что один из преподавателей – муфтий. И между лекциями Альфит хазрат встретился с членами проверяющей комиссии. Мы представили их друг другу, на что Альфит хазрат, помимо слов об уважении между конфессиями, важности сотрудничества в нравственной сфере и необходимости понимания традиций для мирного сосуществования, сказал: «Мусульмане Оренбургской области знают о серьезной проверке семинарии и молятся об успешном ее прохождении».
Потом за обедом обсуждалась эта история и члены проверяющей комиссии сказали, что они видели всякое, но чтобы мусульмане молились за семинарию – впервые!
- Я слышал, что Оренбурская семинария входит в топ-10, это правда?
- Свящ. Алексей Колыванов: Есть такое.
- Наверно, хорошо молитесь. Православные, мусульмане, или все вместе. (смеются)
- Альфит хазрат: Молимся! Молимся. (улыбается). А как не молиться? Если у соседа пожар или другая какая беда, проблема, мы же идем помогать. Тут так же. Ибо права соседа – права Бога. Богоугодное дело давать знания о вере, о Боге, Создателе, Творце. Во всех традиционных религиях вечные ценности – воспитание нравственности. Соответственно, православная семинария выпускает священнослужителей, которые дальше будут заниматься надлежащим состоянием прихожан, обучая людей вере. Это святое дело!
Мы солидарны с православными и поддерживаем их.
Если у общества нет духовного роста, у него нет будущего. Без веры человек колеблется, он не стоит на ногах, у него нет силы духа, который был у наших предков. Тогда мы можем потерять это государство. Чтобы не потерять страну, мы должны говорить о Боге, к Нему мы вернемся. Эта жизнь – житница бытия, что посеем, то и пожнем.
- Когда я наводил справки об Оренбургской семинарии, узнал, что с момента открытия в 1884 году, помимо «Истории магометанства» и арабского языка, преподавался татарский язык. Какие предметы изучаются сейчас?
- Свящ. Алексей Колыванов: До Революции наша семинария имела исламоведческую направленность, но сейчас татарский язык не изучается в силу того, что все нынешнее население, за исключением отдаленных населенных пунктов, говорит на русском языке. Все татары, башкиры, казахи свободно изъясняются по-русски. В соборной мечети молитвы, разумеется, на арабском языке, а проповедь ведется на татарском и русском языках. Татар там большинство. Но сколько татар не знают татарского языка?
Сейчас в семинарии татарский не изучается, но внутренняя преемственность, традиция с дореволюционной семинарией сохраняется.
- Среди прочего я также увидел, что в синодальную эпоху до 1919 года в Оренбургской семинарии изучали пчеловодство. Есть ли сейчас еще, помимо арабского языка и изучения Корана, необычные для духовной семинарии предметы?
- Свящ. Алексей Колыванов: Сейчас все семинарии работают по единому учебному плану, принятым Высшим церковным советом. Единственная наша специфика – по рекомендации Учебного комитета Русской Церкви, в бакалавриате введет спецкурс «История Оренбургского казачества». Оренбургское казачье войско не настолько знаменито, как Донское, но, тем не менее, оно было, и традиция в некоторых местах продолжается, есть в казачьи станицы.
Студенты Студенты Оренбургской духовной семинарии
Источник: Оренбургская духовная семинария / Вконтакте
Что касается магистратуры, то предметы условно можно поделить на четыре группы. В первую группу входят богословские дисциплины, такие как «Актуальные вопросы православного богословия», «Библейская герменевтика» и прочее. Есть дисциплины общегуманитарного цикла – куда без них?! – философия, иностранный язык, педагогика высшей школы, ведь магистратура должна выпускать преподавателей для воскресных школ и прочих образовательных учреждений. Есть блок предметов миссионерских: местная история миссионерства и базовые принципы межрелигиозного диалога. Следующий блок предметов специальный, который направлен на изучение исламской традиции: история ислама общая, история ислама в России, история ислама в Поволжье и Урале, вероучение ислама, Коран, исламское право и исламская культура. Есть такая интересная дисциплина, как святоотеческая интерпретация ислама.
В рамках миссионерской практики мы посещаем мечеть, встречаемся с представителями духовенства и студентами медресе. И они приходят к нам. Такие совместные встречи позволяет лучше почувствовать и понять чужую традицию.
Также в рамках миссионерской практики мы посещаем тюрьмы. Стараемся проводить встречи с заключенными, беседы о нравственности, раздаем Евангелия, кому это необходимо.
- В массовом сознании утвердилось, что первую скрипку в исламоведении до Революции играла Казанская духовная академия1. Нет ли в Оренбургской семинарии ревности? Что Вас сейчас выгодно выделяет на фоне современной Казанской семинарии, которая, так же, как и в Оренбуржье, соприкасается с мусульманством?
- Свящ. Алексей Колыванов: Мы не сравниваем себя с центральными семинариями. Москва и Петербург не идут в сравнение.
Некогда Казанская академия, а сейчас семинария не имеют такого профиля, как у нас. Возможно, это связано с тем, что неполиткорректно было бы с их стороны открывать миссионерский центр в исламской Татарстанской республике.
Но они изучают ислам. Там есть хороший специалист – отец Иоанн Васильев. Он написал прекрасную книгу, которой пользуются наши студенты. Хотели пригласить его преподавать в Оренбургской семинарии, но не получилось в силу занятости и загруженности.
Оренбургская семинария делает лишь первые шаги. Магистратуре два года, и мы накапливаем опыт.
Ревности нет. Они занимаются своим делом, мы своим.
«وَمَن يَهْدِ اللَّهُ فَمَا لَهُ مِن مُّضِلٍّ»
- Альфит хазрат, не воспринимаете ли Вы православных семинаристов, как людей, которые будут заниматься прозелитизмом, обращением в Православие Вашу паству?
- Альфит хазрат: «Кого Аллах наставит на прямой путь, того никто не введет в заблуждение» (Коран 39:37). Мы в этой жизни лишь увещеватели. Я всегда говорю: «Не делайте так, как поступают родители: один ругает, другой хвалит. Из-за несогласия в семье – мама говорит одно, папа другое – ребенок становится чужим, он растет не в любви. То, что запрещают, он начинает ненавидеть это, когда вырастает. В семье должно быть согласие. Если папа говорит “нет”, мама тоже должна говорить “нет”». У нас у каждого есть фронт работы от Бога. И мы должны заниматься не перетягиванием одеяла, не обличением, не привлечением новых людей, а окормлением тех, кто у нас есть. Фронт работы большой: алкогольная зависимость, наркомания, уход в нетрадиционные течения, убийства и насилие… Здесь должны соединиться наши руки и усилия. Совместно должны думать о тех, кто не верит ни в Бога, ни в Аллаха (Он один – по-русски Бог, по-арабски Аллах). О тех, кто не желает укрепления веры (ни православия, ни Ислама). Мы должны показать им правильный пример, что вера может сосуществовать с благословения Господа.
- Спасибо за интересную беседу!
- Свящ.Алексей Колыванов: Всех благ!
- Альфит хазрат: Божией помощи, процветания, удачи в личной жизни и да сохранит Господь нашу Родину от кровопролития, ненависти, зла и сатаны. Да даст Господь президенту здравия.
Беседовал Родион Германов