Мистическая религиозность Достоевского. Прямой эфир с Максимом Калининым
Исаак Сирин — это Достоевский, достигший святости. А Достоевский — это Исаак Сирин на пути к святости, на этапе сомнений и духовной брани. Так соотнес двух великих людей архимандрит Василий Иверский.
Это отождествление не случайно. И не случайно прп. Исаак Сирин был любимым христианским автором Достоевского. Герои Достоевского жаждут встречи с Богом. Такие, как Алеша Карамазов, видят Христа. Такие, как Раскольников, преображаются. Такие, как Иван, бросают Богу вызов и ждут от Него ответа.
В этом смысле религиозность Достоевского — мистическая. Под мистикой мы понимаем опыт богообщения и рассказ об этом опыте. Мистическое богословие — это опытное богословие. А мистическая религиозность Достоевского — это горячая устремленность к встрече с Богом.
В рамках нашего марафона «Лики Христа в творчестве Достоевского» выступил человек, который последние 9 лет занимается изучением наследия преподобного Исаака Сирина и других сирийских христианских мистиков, — Максим Калинин, куратор программы «Христианские источники» в Общецерковной аспирантуре, преподаватель программы «Христианский Восток» в ВШЭ и шеф-редактор православного портала «Иисус». 2 ноября он провел прямой эфир «Мистическая религиозность Достоевского» в инстаграм-аккаунте портала «Иисус»:
«В юности, когда я стал открывать для себя мир святоотеческого богословия, именно Достоевский стал для меня связующим звеном между традицией и современностью. Когда увлечение богословием перерастало в теоретизирование, Достоевский приземлял на землю, буквально погружал в нее, чтобы показать: здесь, среди людей с их болью и безнадежностью, нужно искать Бога. Достоевский потрясал, и это потрясение сбрасывало пелену с наивных глаз; и он же поддерживал и помогал разглядеть свет в открывшемся сумраке».
Во время эфира Максим Калинин рассказал об отце Церкви, которого Достоевский любил больше всего, о том, как переживание боли перерастало у писателя в религиозный опыт, о том, как он высказывал мысли, созвучные святоотеческим текстам, которые Достоевскому не были доступны. В центре обсуждения оказались шесть ключевых тем, которые можно назвать лестницей духовного восхождения Достоевского:
- несовершенный мир, побуждающий к жажде Бога;
- волевое усилие человека в несовершенном мире;
- путь, выводящий из состояния богооставленности;
- путь к радости за каждого человека;
- познание неистощимой Божественной любви;
- видение Христа.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Присоединяйтесь к нашему марафону и участвуйте, чтобы выиграть призы от партнеров портала «Иисус».