Мальчик у Христа на ёлке
«Мальчик у Христа на ёлке» — рассказ Достоевского с трагической, на первый взгляд, концовкой. О том, почему он наиболее полно отражает суть святочного произведения, рассуждает участница нашего марафона о Достоевском Маша Сова.
Святочный рассказ — календарный жанр художественной литературы. Характерные черты: зимнее время года, тяжелая судьба главного героя и непременно счастливый финал». Но почему «Мальчик у Христа на ёлке» Федора Михайловича считается святочным? Судьба же страшная. Ребенок ушел в мир иной. Где здесь хороший конец?
История замерзшего паренька — это канон. Да какой глубокий! Эталонный. Раскрывающий смыслы христианского торжества. Скользила взглядом по строчкам и плакала. Плакала от встречи с настоящим, через монитор ноутбука изливался Свет, впечатанный между строк. Бедного мальчика нет в мире земном. В мире, где он замерзал, терпел нужду, был голоден и одинок. Но Рождество малыш встретил дома, рядом с самым заботливым Отцом, в истинной радости и Любви. Исполнилось не только правило жанра: герой получил награду. Заповеди блаженства исполнились.
Андерсон в рассказе «Девочка со спичками» создал грустный конец. Пусть рассказы близки по сюжету, главная суть различна. Ганс Христиан ставит точку на смерти земной. Федор Михайлович возносит на небо, восклицая о жизни вечной.
Одно и то же людское страдание, плоскости восприятия перпендикулярны. Глядя на муки девчушки, замечаешь лишь горизонт, остаешься наедине с вопросом, почему же случается так много боли. Мальчику дарят ответ. Вместе с ним смотришь вверх. Видишь луч Божественной Любви, освещающей мрачные улицы повседневности.
Истинная жизнь начинается со Христом. Рядом с Ним бесконечная радость. Весть о встрече с Отцом благая.
Сомнений не осталось, Достоевский написал светлейший святочный рассказ. По-настоящему чудесный. Зажигающий в сердце подлинный дух Рождества.