История одной научной фикции: левши
Мы открываем цикл статей, в которых будут затрагиваться проблемы на стыке педагогики и психологии. Наш автор — педагог и детский нейропсихолог Марина Калинина — посвятит несколько статей проблемам леворукости и амбидекстрии. Влияет ли леворукость на способность ребенка к обучению? Правда ли, что амбидекстры способнее своих сверстников? Почему еще совсем недавно леворукие люди буквально подвергались гонениям? В перспективе этот цикл будет продолжен публикациями по проблемам концентрации внимания, дислексии и дисграфии, с которыми очень часто приходится сталкиваться педагогам в последние два десятилетия.
От 13 до 16 % населения Земли – левши. Это без малого 600 миллионов человек! Но еще меньше столетия назад процентное соотношение левшей и правшей было совсем другим… Почему?
Семантика слова «левша» во многих языках мира включает дополнительные оттенки негативных, а порой даже вульгарных значений. Это слово могло выступать синонимом всего самого отвратительного и низкого – жадности, мелочности, злобности, заблуждения, испорченности, жестокости, воровства и т.д.
Дело в том, что до середины 20 века леворукие практически «растворялись» в социуме – общество не принимало их такими, какие они есть. Сейчас это звучит необычно: мы наслышаны о преследованиях по национальному и религиозному признаку, о наказаниях за убеждения, наконец, о преследованиях за колдовство в средневековом обществе. Но леворукость у нас вовсе не ассоциируется с качеством, за которое всерьез можно пострадать. Тем страшнее будет услышать факты, которые мы приведем ниже.
По статистике нейрофизиологов в начале XX века насчитывалось около 4 % левшей, которых в медицинских кругах повсеместно относили к аномалиям. Люди склонялись к мысли, что левшество – это неизлечимое «семейное проклятие» и клеймо таких категорий людей, как слабоумные и преступники. Начиная со второй половины XIX в. психиатры относили левшей к классу «дегенератов»1См. Х. Йотейко «Психофизиологическая теория праворукости» (1916), Ж. Хербер «Очерк о клинической теории праворукости» (1913), Б. А. Морель «Трактат о физических, интеллектуальных и моральных вырождениях» (1857), «Трактат о душевных болезнях» (1860), Ж.Ж.В. Маньяк «Клинические лекции по наследственному безумию» (1886), «Клинические лекции по душевным болезням» (1890).. Эта теория преподавалась в медицинских школах, ее активно развивали на страницах научных журналов и в диссертациях.
Европейские эволюционисты конца XIX века считали левшей представителями низшего этапа развития человека. Так, биолог-эволюционист доктор Гаэта Делоне в 1882 году писал: «Многие умственно отсталые являются амбидекстрами или левшами. Многие эпилептики – левши. Вывод – в истории человечества эволюция означает переход от леворукости к праворукости, о чем свидетельствуют высокоразвитые индивиды». Таким образом, левши считались представителями или отсталого вида человека, находящегося на грани исчезновения, или проявления регрессии интеллектуальной эволюции2Бертран П.-М. Зеркальные люди: История левшей. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 304 с. - С. 94-96..
Таланты самого известного в истории человечества левши Леонардо да Винчи возносились его современниками до небес, однако, его леворукость они считали своеобразной болезнью и причиной странной особенности художника не доводить начатые картины до конца – будто бы рука Леонардо не способна поспевать за совершенством его разума. «Своеобразная болезнь соседствовала с его удивительными дарованиями – он был левшой», – писал в 1899 г. Йоген Мюнц3Э. Мюнц «Леонардо да Винчи. Художник, мыслитель, ученый» (1899). Цит. по: Бертран П.-М. Зеркальные люди: История левшей. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - С. 79.. А некоторые авторы, убежденные в том, что леворукость и гениальность несовместимы, изображали Леонардо правшой.
В 1905 году профессор французской медицинской академии О.М. Ланнлонг называл леворукость патологической и писал о том, что теория леворукости «демонстрирует существующие отношения между этой физической аномалией и расстройствами ментального характера, как-то: преступность, безумие, эпилепсия и слабоумие, которым она часто сопутствует»4Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М., 2008.. А в 1935 году в журнале «Русская клиника» доктор А.А. Капустин написал о выявившихся в ходе обследования 0,7 % леворуких детях следующее: «…левши в своем большинстве являются дегенератами, отягченными грубыми клеймами вырождения, и слабоодаренными»5Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер., 2006.. Подобные «научные» заключения впоследствии показали лишь реверсию причин и следствия этого сложного и покрытого тайной, точнее бесконечными стереотипами, явления.
Леворуких священников безапелляционно считали плохими священниками, которые грешат против своей природы, все делая левой рукой. Также известен следующий стереотип – человека, крещенного священником-левшой, в жизни ждут особенные несчастья6Бертран П.-М. Зеркальные люди: История левшей. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 304 с. - С. 81-84.
Буквально через сто лет процент леворукого населения возрастет как минимум в 4 раза. Узнай ученые двадцатого столетия о такой динамике, они бы, конечно, резюмировали: как ни прискорбно, но поколения вырождаются… В действительности же процент леворуких людей возрос, вернее дошел до естественного процентного соотношения7Английские археологи, проводя анализ костей восьмидесяти скелетов безграмотных (а значит, не подвергавшихся никаким воспитательным и педагогическим мерам) крестьян XI-XV в., определили 16 % левшей и еще 3 % тех, у кого выявить ведущую половину тела не удалось. Таким образом, процентное соотношение левшей и правшей в Средние века фактически совпадает с тем, что мы имеем на данный момент, когда гонения на левшей уже нет. [1, с. 151-152]., благодаря сменившемуся в обществе отношению к левшам.
После Второй Мировой войны, когда человечество взяло курс на либерализацию, изучая и начиная вникать в сложные механизмы работы человеческого мозга, ученые приоткрыли завесы с этого и по сей день загадочного феномена. О том, что нужно оставить в покое левшей, первыми заговорили школьные психологи. Почти 20 лет понадобилось, чтобы «вольные нравы, терпимость в сфере образования и уважение к особенностям каждого стали новым кредо целого поколения родителей, преподавателей, врачей, психологов». В 1960-е годы, благодаря активной общественной и научной деятельности школьного психолога из Монпелье Веры Коварски, произошел радикальный переворот под девизом «Мир един и для левшей, и для правшей». С этого момента в общественном сознании медленно, но верно начали спадать вековые наросты шаблонного отношения к леворуким людям.
Их перестали считать странными и неуклюжими, им перестали приписывать демонические черты или вешать на них ярлыки. Их перестали считать больными или неполноценными, перестали истреблять, отбрасывать за пределы общества или переделывать в правшей. На них посмотрели максимально объективно. И тогда помимо левшей – постояльцев психиатрических клиник и тюрем, где ученые делали свои выборки (неудивительно, что на основе этих данных они делали выводы о сопутствующих леворукости преступности и дегенерации!), обществу открылись совершенно здоровые и талантливые левши. «То, что раньше казалось явной патологией, от которой человеку никогда не избавиться, уже несколько десятилетий считается обыкновенным вариантом внутреннего строения человека, – пишет французский историк Пьер-Мишель Бертран. – В том, чтобы быть левшой, нет ничего особенного. Это все равно, что быть белым, желтым или черным, высоким или низким, худым или толстым, блондином брюнетом или рыжим, лысым или бородатым… Определенно, природа боится однообразия – ей больше не нравится повторяться»8Бертран П.-М. Зеркальные люди: История левшей. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 304 с. - С. 6..